IV. О ТОМ, КАК УБЕЖДАТЬ ДРУГИХ.
* Если *ты истинно *веришь *в *справедливость *твоего понимания *жизни *и желаешь добра *людям, то при случае ты будешь высказывать другим свои мнения так, чтобы по возможности уверить твоих собеседников в справедливости твоего понимания *жизни. И *в этих случаях, чем более собеседник твой заблуждается, тем важнее и желательнее, чтобы он *понял и *оценил *то, *что *ты хочешь ему доказать.
* *А между тем *как часто мы поступаем как раз *наоборот. *Мы хорошо умеем беседовать с человеком, согласным *или почти согласным с *нами; когда *же мы видим, что собеседник *наш *не верит *в *ту истину, которую мы признаем, или даже *не понимает ее, *то мы, правда, стараемся *объяснить ему *эту истину и уверить его в ее справедливости; но если он продолжает не соглашаться с нами и, как нам кажется, упрямится или извращает наши слова в другую *сторону, то как легко мы теряем наше спокойствие и раздражаемся! Мы или начинаем сердиться и говорить нашему собеседнику неприятности, или прекращаем разговор, *думая, что с таким *непонятливым или упрямым человеком не стоит и рассуждать.
* *Если бы ты шел по знакомой тебе *дороге и *встретил бы на пути человека заблудившегося, ты, наверное, указал *бы ему дорогу? Покажи *же и *человеку, живущему в заблуждении, где находится истина, но покажи так, чтобы он увидал ее; и тогда посмотри, как охотно и *радостно он пойдет *к ней! Если же ты не сумел показать ему истину, то сетуй не на него, а скорее на себя *за то, что ты так бессилен.
* *Когда ты хочешь показать *твоему собеседнику, в разговоре, какую-нибудь истину, то самое главное при этом - не раздражаться *и не сказать ни одного недоброго или обидного слова.
(Эпиктет. В чём наше благо.)
|