Младенец Иисус родился в пещере, где в ненастье хозяева содержали своих овец. В Вифлееме, куда Святое Семейство прибыло для переписи населения Римской империи, им не нашлось места ни в переполненной гостинице, ни в доме людей, которым принадлежала пещера. Впрочем, это не было виной или свидетельством жестокосердия жителей города. Напротив, тайна рождения человека в мир всегда требует уединения матери, а в шумном городе и в самом деле не было места, более подходящего.
Но как дивно и промыслительно устроила Божественная Премудрость дом для Новорожденного Богомладенца Христа! По преданию, в Рождественскую ночь в пещере открылся источник воды; здесь были ясли и зерно. И когда маленький Иисус, обвитый пеленами, был положен Пречистой Матерью в эту хлебную колыбель, тогда сомкнулась связь времен: в "городе хлеба", как переводится слово "Вифлеем", в яслях, исполненных хлебом, возлег "хлеб живый, сшедший с небес" (Ин. 6: 51).
Премудрость создала себе совершенный дом, основанный на раскрывающихся Тайнах, которые стали понятными и доступными уже не для узкого круга избранных, но для каждого человека. Этот дом мы именуем Церковью Божией - Христовой Церковью, которая создана Богом для людей, и состоит из людей, и Основатель которой - Сын Божий, Сын Человеческий.
Прекрасна наша традиция сооружать рождественские вертепы в храмах и в семьях, в церковноприходских школах и вообще всюду, где люди радуются Рождеству Христову. Но давайте продолжим эту традицию и в повседневной жизни, созидая наши семьи и наши дома как места обитания Бога. Давайте воплощать Вифлеемскую святыню в своих жилищах и семьях, где не будет места ни сору, ни ссорам; где свет рождественской звезды освящает слова и мысли; где благоговейная тишина любви и внимания к человеку не подменяется шумом пустословия и бурей страстей.
Господь наш Иисус Христос сказал, что "не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там". При этом Спаситель с особой настойчивостью подчеркнул, говоря Своим собеседникам: "…вот, Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк. 17: 20-21).
|