![]() |
- 12-ый век -1914 год.источник Институт Латвии.
Периоды немецкого, польского, шведского и русского владычества в Латвии
|
Благодаря своему географическому местоположению Латвия часто
захватывалась соседними народами, что во многом повлияло на судьбу Латвии и ее народа. В конце 12 века в Латвию стало прибывать большое количество торговцев из Западной Европы, которые пользовались Даугавой, самой длинной рекой Латвии, в качестве торгового пути в Россию. |
По сравнению с другими странами Европы христианство пришло в Латвию
сравнительно поздно. В конце 12 века появились немецкие торговцы, вместе с которыми прибыли миссионеры, которые сделали попытку обратить в христианскую веру языческие балтийские и финно-угорские племена. Приверженность пантеистическим верованиям заставляла балтов сопротивляться внедрению навязанной чужеродной религии, в особенности обряду крещения. |
В 1198 году Римский Папа Иннокентий III провозгласил крестовый поход
против балтийских народов, что не имело никаких особых последствий. В 1199 году Альберт Буксгевден (Albert of Buxhoeveden) (1165-1229 гг.) был назначен епископом в Икшкиле — в том месте, где была расположена первая на территории Латвии западная церковь. Он убедил Римского Папу Иннокентия III провозгласить второй крестовый поход к берегам Балтийского моря. Весной 1200 года двадцать три корабля и пять тысяч вооруженных немецких солдат были призваны на помощь христианским миссионерам для насильственного обращения народа в свою веру. В 1201 году епископ Альберт начал строительство города Риги в устье реки Даугавы, где на берегу речки Ридзене (Ridzene) были расположены поселения ливов. Рига стала самым большим и могущественным городом на южном побережье Балтийского моря. Основание Риги ознаменовало начало истории градостроительства во всем Балтийском регионе. |
Как только управление регионом взяли на себя немецкие солдаты
Ливонского Ордена, в древней Латвии прекратилось развитие отдельных племенных союзов балтов и формирование государственных образований. Среди монашеских орденов самую главную роль играли цистерцианцы и доминиканцы Ливонии. Цистерцианцы основали первый монастырь в Даугавгриве (Daugavgriva) (на немецком языке: Dunamunde) в 1205-1207 гг., который стал чем-то вроде западного дипломатического центра на Балтике. В 13-ом веке под управлением Германии была создана конфедерация феодальных государств, которая назвали Ливонией. Ее территория охватывала сегодняшние территории Латвии и Эстонии. Ливонская конфедерация государств оставалась важным фактором в политике Северной Европы до второй половины 16-ого века. Ливония была частью конгломерации в основном германских государств Священной Римской империи. |
В 1282 году Рига, а позднее Цесис (Cesis), Лимбажи (Limbazi), Кокнесе
(Koknese) и Валмиера (Valmiera) были включены в торговую организацию северной Германии - Ганзейский Союз. Позднее Рига становится важным центром не только торговли между Востоком и Западом, но и всего Балтийского региона, развивая тесные культурные связи с Западной Европой. 16-ый век ознаменовался важными переменами для населения Латвии, известными как движение Реформации и распад Ливонской государственности. |
В конце 15-го и в начале 16-ого веков отношения с Россией стали
напряженными. В 1501 году Вальтер фон Плеттенберг (1450-1535 гг.), Великий Магистр Ливонского Ордена, сумел собрать силы Ливонии для успешной борьбы с российскими завоевателями. Он захватил несколько российских цитаделей, включая Псков, Остров, Изборск и Ивангород, и окружил Новгород, но не сумел защитить Ливонию от сокрушительных набегов русских. Плеттенберг создал альянс с Великим князем Литовским Александром против России. Он даже пытался уговорить Папу Римского Александра VI выступить крестовым походом против России. В конце концов, в 1503 году в Пскове был заключен мир с Великим Князем Московским Иваном III, но без территориальных изменений. Плеттенберг считается одним из наиболее одаренных политических лидеров Ливонии. |
После того, как в 1517 году Мартин Лютер провозгласил свои знаменитые
тезисы, в Ливонии стали возникать идеи лютеранства. В 20-ые годы 16-ого века Рига становится важным центром идей Реформации в Северной Европе. К середине 16-ого века среди правящей элиты стало преобладающим лютеранство. |
После Ливонской войны (1558-1583 гг.) — затяжного военного конфликта
между Россией и ее западными соседями за право управления современными Латвией и Эстонией – латвийская территория перешла во владычество польско-литовского княжества. Ливонская конфедерация прекратила свое существование. Новая политическая ситуация больше всех была на руку рыцарям Ливонского Ордена. В 1562 году Орден был распущен, и его последний Магистр Готхард Кеттлер (Gotthard Kettler) (1517-1587 гг.) стал герцогом новой провинции, называемой Курляндия-Семигаллия (Courland-Semigallia (сокращенно – Курляндия (Courland, современные Курземе-Земгале). |
Лютеранская реформация и католическая контрреформация в Ливонии
послужили стимулом к объединению латышского народа и появлению письменного латышского языка. Стали печататься первые книги на латышском языке. Две церкви боролись за привлечение к себе новых членов, печатая тексты на латышском языке. Вслед за католическим изданием Cathechismus Catholicorum в 1585 году лютеранская церковь издает в 1586 году свой катехизис - Enchiridion. Лютеранскую веру приняли в Курземе (Курляндия), Земгале (Семигаллия) и Видземе (Лифляндия), в то время как римский католицизм продолжал доминировать в восточной территории Латвии — Латгалии (Инфлантия или польская Латгалия). Такая ситуация сохраняется и по сей день. |
В 17 веке Герцогство Курляндское, будучи когда-то частью Ливонии,
переживало серьезный экономический бум. Самым успешным правителем Герцогства был герцог Якоб Кеттлер (1610-1682 гг.). За время его правления (1642-1682 гг.) Курземе стала региональной державой, с которой приходилось считаться. Он создал две колонии: на острове в устье реки Гамбии в Африке и на острове Тобаго в Карибском море. Оба этих смелых предприятия были успешными вплоть до конца правления Якоба, когда герцогский морской флот прекратил свое существование, но куршские названия с тех времен еще сохранились там и по сей день. |
Тем не менее, в тот период Герцогство Курляндское было объектом
внимания, как Польши, так и Швеции. В 1621 году во время польско-шведской войны (1600-1629 гг.), Латгалия оставалась под польским владычеством, а Видземе и Рига перешли в шведское владение, затмив Стокгольм, самый крупный и развитый город в Шведском королевстве. Рига являлась экономической и культурной частью растущей сети городов, соединяющей основные государства и культуры западной, восточной и северной Европы. В этот период Видземе называли «шведской житницей», так как она снабжала пшеницей большую часть Шведского королевства. |
Латышская идентичность получила признание в 17-ом веке. Курши, латгалы,
селы, земгалы и часть ливов стали идентифицировать себя как народ общей культуры — латыши (latviesi). Большинство латышского населения были земледельцами и ко второй половине 17-ого века, и большая часть их была крепостными. |
В начале 18-ого века разразилась Великая Северная война, причной
которой в основном являлись территориальные притязания Российской Империи на стратегические важные территории Латвии. Главной ее целью было захватить процветающий и престижный город Ригу и установить там свое правление. |
В 1710 году русский царь Петр I завоевал Видземе. Видземе и Рига
обеспечили России свободный доступ в Европу через Балтийское море. В 1772 году в результате первого раздела Польши Российская Империя получила Латгалию. Приводя в порядок новые территории, российское правительство упразднило Латгалию как самостоятельную единицу и разделило ее на отдельные районы полоцкой провинции, где преобладало русское население. После Великой Северной войны российское имперское влияние сильно возросло в Герцогстве Курляндском. К концу 18-ого века вся территория Латвии была под властью России — в 1795 году Курляндия стала частью Российской империи. |
К концу 18-ого века стала быстро развиваться промышленность, что
повлекло за собой сильный прирост населения. Видземе и Курземе стали самыми развитыми провинциями России, но положение крестьян ухудшилось: они жили в бедности и после присоединения к Российской империи испытывали на себе неограниченную власть дворян. Несмотря на это, политические предпосылки и развивающаяся экономика послужили причиной упразднения крепостного права в Видземе в 1817 году, в Курземе - в 1819 году, и в Латгалии - в 1861 году. |
В середине 19-ого века с подъемом национального самосознания во всей
Европе этнические латыши ощутили в себе мощное ‘пробуждение’ национальной идентичности. Начали печататься первые газеты на латышском языке, стала активно развиваться культура. В 1873 году был проведен Первый Латышский Национальный праздник песни, который стал устойчивой традицией, несущей сильную национальную окраску. |
Вторая половина 19-го века ознаменовалась национальным возрождением —
наиболее активные члены общественной и культурной жизни Латвии, так называемые ‘Младолатыши’ (jaunlatviesi), требовали равных прав с другими народами. Начиная с 1862 года в «Петербургской газете» (Peterburgas Avizes), еженедельном издании на латышском языке, высмеивались и критиковались притязания балтийских немцев на культурное и политическое превосходство. |
В конце 19-го века в Латвию стали проникать новые политические течения,
которые к началу 20-го века приняли отчетливую форму. В 90-е годы 19-го века в Латвию проникли идеи марксизма, которые пропагандировались социалистическим движением «Новое Течение» (Jauna strava). ’Новое течение’ считается предшественником латышских социал-демократов. Политическая активность движения была связана с акциями протеста против ‘капиталистической эксплуатации’, требованиями общего характера демократизации политической номенклатуры и и верой в победу рабочего класса, которая приведет к всеобщему процветанию народа. |
Первая латышская политическая партия – Латышская социал-демократическая
рабочая партия или ЛСДРП (Latvijas Socialdemokratiska stradnieku partija), была создана в Риге в 1904 году. Партия стала требовать улучшений социальных условий рабочих и выступала против существующего общественного порядка в балтийских провинциях Российской Империи. В то время права человека все еще сохранялись в рамках тех обязанностей и правил, которые имели строгое разделение в зависимости от принадлежности к социальному классу. |
Текущее время: 21:44. Часовой пояс GMT. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.6
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot