PDA

Просмотр полной версии : ШОРЦЫ. ГОРНАЯ ШОРИЯ.


Надежда Чист
24.10.2010, 03:34
(продолжение) *С древнейших времен до 18 века шорцы были мастерами кузнечного дела, потому и назвали их русские первопроходцы "кузнецкими татарами", за умение добывать и плавить руду, из которой изготовляли орудия труда и оружие.традиционными занятиями шорцев являются охота,земледелие,заготовка дикорастущих съедобных растений,ткачество,рыболовство и пчеловодство,а также резьба по дереву, изготовление посуды из глины, кожи и бересты.
Родовой состав примерно около 27 сеоков (Аба,Карга,Челей,Кереш,Калар,Чедибер,Оре куманды,Кый,Чорал,Кечин,Кобый, Тарткын,Кара-шор,Сары-шор,Ак-шор,Узют-шор ит.д).
Среди шорцев выделяются этнографические группы: северная, или лесостепная (абинская), и южная, или горнотаежная (шорская). По антропологической классификации шорцев принято относить к уральскому типу большой монголоидной расы.

Надежда Чист
24.10.2010, 03:36
Шорцы. Современные шорцы-немногочисленный тюркоязычный народ, проживающий в Южной Сибири, в основном в бассейнах трех рек: Кондомы,Мрассу и верховьев Томи. Этноним "шорцы" как название всего народа вошел в обиход в середине 19 века.До этого в официальных источниках коренные жители чаще именовались кузнецкими, кондомскими или мрасскими татарами.
Шорцы сформировались в ходе длительного смешения угорских,самодийских,кетоязычных и тюркских племен.
Численность шорцев по переписям:1897 г.-11674 чел., 1926 г.- 12600 чел., 1959 г.- 14900 чел., 1970 г.- 16033 чел., 1979 г.-16033 чел., 1989 г.-12585 чел., 2002 г.- 11554 чел. (на территории Кемеровской области)
По современной лингвистической классификации шорский язык относится к алтайской языковой семье хакасской подгруппе уйгуро-огузской группы восточно-хуннской ветви тюркских языков.
Шорский язык подразделяется на 2 диалекта: мрасский и кондомский.
Традиционное мировоззрение-ШАМАНИЗМ, но к концу 19 века Алтайская духовная миссия успела христианизировать почти все население Горной Шории.Тем не менее многие шорцы до сих пор придерживаются шаманизма и сохраняют старинные обряды.

Надежда Чист
24.10.2010, 03:38
(продолж.)
– У нас еще есть такие деревни, где нет ни света, где нет никакой цивилизации, ни телевизоров. Есть такая деревня, Шор тайга. И там люди практически все, и даже маленькие, молодежь, все говорят на шорском языке. Просто я удивилась. Есть деревня Артон. Там тоже разговаривают на шорском языке.
Челтыз Таннагашева не только хорошая певица, но и сама себе аккомпанирует на шорском инструменте «кай комус». Челтыз подготовила первый в истории шорского искусства компакт-диск. Он из-за нехватки денег пока не вышел, но Челтыз дала разрешение аудитории радио «Азатлык» послушать песни из этого диска.
– Слова в основном беру Тудегешевой Татьяны Васильевны. Я прошу тему определенную и она пишет песню. Музыку на кай-комусе, на инструменте, сама сочиняю. Фонограммы мне пишет парень талантливый, Игорь Заикин, а обработку этих треков я делаю сама. Слова я все стараюсь брать со смыслом, в основном стараюсь брать старинные слова, старинные шаманские слова, обереги, потом из народного эпоса, фольклора. У меня есть песня одна, патриотическая, на слова Тудегешевой. Перевод такой, если вы будете ставить: «Мое сердце плачет, смотря на мою родную землю, как будто черный смерч прошелся по моей родной земле и мои слезы утекают в подземные реки». И там припев такой: «Мой древний тюркский народ, ты же вольный, ты же непобедимый, ты же как богатырь. Мой древний народ, хватит спать на этой земле, хватит властвовать черному ветру над нами, не забывай своих обычаев, не забывай своих обрядов, не забывай язык своих предков, мой древний, непобедимый тюркский народ». Тут обращение не только к шорскому народу, а именно ко всему тюркскому народу,

Надежда Чист
24.10.2010, 03:40
(продолж.) Поэтесса Татьяна Тудегешева в 2003 году стала известна всей Кемеровской области. Рядом с поселком Шерегеш Таштагольского района высится священная гора шорского народа Мустаг («Ледяная гора»). На эту гору поставили 15-метровый металлический крест. Против этого выступила Татьяна Тудегешева. Она опубликовала в областной газете «Край» резкую статью, в которой сравнила установку креста на священной шорской горе с проведением шаманских обрядов в русской церкви.
– У нас был скандал в 2003 году. На нашей священной горе Мустаг, где испокон веков поклонялись наши предки, шаманы приходили туда делать обряды, и даже приходили умирать на эту гору, у нас там есть Шаманская долина, духовенство поставило 15-метровый крест. Тудегешева Татьяна Васильевна, член Союза писателей России, которая создала этот центр культурный, написала статью «Крест на священной шорской горе». Было много споров, много скандалов после этой статьи. Священники, попы свой протест выражали: как это так, против святого идете, своими какими-то шаманскими, бесовскими какими-то движняками. Ей даже угрожали, так как много денег вложено уже было в эту гору. На этой горе сейчас развит туризм, в том числе лыжный. Много москвичей вложились туда, новосибирцев. Ей предлагали вообще уехать из города. Ну ничего, как-то потом это замялось.

Надежда Чист
24.10.2010, 03:41
(продолж). – Меня зовут Челтыз Таннагашева, по паспорту мое имя Ольга. Но я не люблю, когда меня называют этим именем, так как я думаю, что шорцы должны называться шорскими именами. Молодые шорцы, которые создают семьи и которые рожают детей, должны называть своих детей шорскими именами или тюркскими именами. Например, девочки, Пеке, Мукалай, Эркеле. Ну очень много таких интересных имен. Есть тюркские имена, очень такие красивые: Чингисхан, Аттила, Ашина, Алтын...
Челтыз Таннагашева рассказывает об общественных организациях шорцев Кемеровской области.
– Существует Ассоциация шорского народа, есть свой президент. В каждом городе у нас существуют шорские общества , создаются ансамбли, центры шорской культуры.
В эти организации поступает некоторое количество денег из бюджета Кемеровской области, однако этого недостаточно. Например, Челтыз рассказывает о своем объединении «Тазыхан».
– Аренда помещения – это от государства. Мы относимся к управлению культуры города Новокузнецка. На данное время у нас пять штатных единиц. Единственно, на развитие деньги не выделяются. Наша работа – поднимать самосознание у молодежи, придерживаться мировоззрения наших предков – шаманизма. Мы проводим обряды каждую весну и каждую осень – обряды окропления духом.

Надежда Чист
24.10.2010, 03:44
(продолж.) Не будет преувеличением сказать, что национальная составляющая жизни шорцев состоит только из фольклора. 21-22 марта шорцы проводят праздник «Чыл пажы» («Начало года»). С 1985 года, сначала на священной горе шорцев Мустаг, а потом в долине реки Кондома проводят спортивно-молодежный праздник «Ольгудек». Разжигают большой костер, шаман пляшет, приносит условную жертву огню и горе Мустаг, просит у предков и особенно у Ольгудека, который считается предком всех шорцев, хорошей погоды, много сена и орехов, хорошей добычи для охотников. Затем соревнуются в стрельбе из лука, борются, и т.д. Также, начиная с 2000 года, Новокузнецкое городское общество «Шория» на берегу реки Томь проводит народный обряд «Шачил».
Из современных шорцев наиболее известен Юрий Арбачаков из Таштагольского района. Это чемпион СССР, десятикратный чемпион мира в профессиональном боксе, женат на японке, сейчас работает тренером в Петербурге. Еще одна спортсменка из шорцев – Екатерина Тудегешева – чемпионка России по сноуборду.
Поэтесса Татьяна Тудегешева, преподаватель Новокузнецкой педагогической академии, занимает видное место среди шорских поэтов и писателей. В микрорайоне Ильинка города Новокузнецк она организовала детское этнографическое объединение «Тазыхан». Руководителем этого объединения «Тазыхан» работает молодая певица Ольга Таннагашева.

Надежда Чист
24.10.2010, 03:46
(продолж.) Когда в 1926 году был создан Горно-Шорский национальный район, здесь был учрежден педагогический техникум, который готовил учителей шорского языка, начала выходить газета «Кызыл Шор» («Красный шорец»), были открыты школы с преподаванием на шорском языке. В то время шорский алфавит был на основе кириллицы, а в 1930 году его перевели на латинскую основу. В 1937 году шорскую национальную интеллигенцию подвергли массовым репрессиям, а в 1939 году, после ликвидации национального района, были закрыты газета «Кызыл Шор» и педтехникум, шорский алфавит вернули на кириллическую основу, в школах прекратили преподавание шорского языка.
Хотя Горно-Шорский национальный район существовал всего 13 лет, он смог значительно повысить национальное самосознание шорцев. В тот период печатались книги на шорском языке, вышел русско-шорский словарь, шорские поэты и писатели стали известны публике. Однако в последние 67 лет шорский язык в школе не учили, только в последние годы он вернулся в некоторые школы, и то не как предмет или хотя бы факультатив, а виде кружков шорского языка. Говорит Любовь Чульжанова.
– С 39-го года, после ликвидации Горно-Шорского национального района шорский язык у нас не изучается как предмет, и не как факультатив. Вот только в начале 90-х годов, да и то энтузиастами, начали создавать кружки по изучению шорского языка. В Таштаголе в основном эта работа более-менее все-таки налажена. Там больше учителей и шорцы компактно проживают... В Таштаголе, я слышала, что в третьем интернате ведется как предмет. Хотят они или не хотят, но они обучаются. В настоящее время я не знаю, как у них обстоят дела.

Надежда Чист
24.10.2010, 03:48
(продолж.) Сейчас в Горной Шории много разрезов и шахт, из которых добывают уголь и руду, сюда на жительство приехало много людей разных национальностей. Число шорцев сокращается, их язык исчезает. Об этом говорит Любовь Чульжанова, главный редактор газеты «Туган Чер» («Родная земля») и литературного журнала «Кай»:
– Молодежь языка, можно сказать, не знает. Среднее поколение уже тоже не знает. Язык исчезает. У нас работает кафедра шорского языка, а в Новокузнецкой педагогической академии готовят преподавателей шорского языка для школ. Проблема в том, что выпускники, приезжая в города, не могут организовать, наладить работу с детьми по обучению их шорскому языку. Потому что мы разбросанные, живем некомпактно, а поэтому собрать детей для обучения—это большая проблема. В Междуреченске комитет образования нас, участников возрождения шорской культуры, языка, специально собирал, хотели организовать с выпускниками шорского отделения группу по обучению детей, но так и не получилось. Они работают в основном учителями русского языка.
...

Надежда Чист
24.10.2010, 03:50
Шорский народ(из газеты"Эрзянь.Мастор")
Сейчас количество говорящих на шорском языке только 6 тысяч. Всего шорцев около 16 тысяч, из них 12 тысяч живут на юге Кемеровской области. Эти места называют Горной Шорией.
Во времена Великого тюркского каганата, 1500 лет назад, живший здесь народ был известен под именем тюркютов, они были искусными кузнецами. Здесь рядом расположены горы высококачественного угля и горы с железной рудой, поэтому здесь идеальные условия для добычи железа и его переработки. Когда в 17 веке сюда пришли русские казаки и увидели мастерство здешних кузнецов, шорцев назвали “кузнецккими татарами”. А шорцы до сих пор русских называют “казаками”. Например, “Шорско-русский словарь” по-шорски будет «Шор-казак сестугу».
Шорский народ был вынужден платить дань сразу двум захватчикам: для пришедших с севера русских добывали по 4 тысячи соболей в год, а пришедшим с юга джунгарам, являющимся частью монголов, дань платили металлическими изделиями – котлами, топорами, панцирями, кольчугами, наконечниками для копий и стрел.

Надежда Чист
24.10.2010, 03:57
«Мой древний тюркский народ, ты же вольный, ты же непобедимый, ты же как богатырь. Мой древний народ, хватит спать на этой земле, хватит властвовать черному ветру над нами, не забывай своих обычаев, не забывай своих обрядов, не забывай язык своих предков, мой древний, непобедимый тюркский народ». Тут обращение не только к шорскому народу, а именно ко всему тюркскому народу, (шорская поэтесса Т.В.ТУДЕГЕШЕВА)

Bayram Gov
24.10.2010, 13:11
Надежда, можно Вас попросить о том, чтобы написали на форуме *простые стихотворения или рассказы на шорском языке. Очень интересно узнать нынешнее состояние языка.

Камзаракова
24.10.2010, 14:10
К,учумнын, к,арындажы.(легенда) Пир тушта пистин, чербе шериг партыр. Ол шеригдин, пажы Сибир к,анынын, К,учумнын, эр к,арындажы полFан полтыр. АНАН, ЧОЛЫ *ОFУДУН, ТАЙFАЗЫНFА ТЕБЕ ПАРТЫР. ПАРЧАДЫП ЧОЛFА ПИР К,АП АЛТЫН ТYЖYР САЛТЫР. ПИЛБЕЕН ЭБЕС , ПИЛЕ-ТУРА. * СООНДА НАНДЫРА КЕЛИП АНАН, КЁРЗЕ - КИЖИЛЕР ЧЁРТYР , АЛТЫННЫ , ТЕЗЕ , ТЕГБЕЕНДИРЛЕР. АНАН, ОЛ АЙТТЫР: - МЕЕН, К,АЛЫFЫМ АК, САFЫШТЫГ К,АЛЫК, ПОЛТУР. ЭЭДЕ АЙДЫП , ОЛ ПАЗОК, ОFУДУН,А ТЁБЕ ПАРБЫСТЫР. (читать к и н с хвостиком внизу, F-это как г русская,ё-я заменила о с точками в верху как у ё,Y- русское у с точками в верху. Не знала,как написать шорский текст. Что не так-извините!)

T RK XAN
24.10.2010, 17:21
«Мой древний тюркский народ, ты же вольный, ты же непобедимый, ты же как богатырь. Мой древний народ, хватит спать на этой земле, хватит властвовать черному ветру над нами, не забывай своих обычаев, не забывай своих обрядов, не забывай язык своих предков, мой древний, непобедимый тюркский народ».
***
(Y) (Y) (Y) :'( :'( :'(

Камзаракова
25.10.2010, 12:59
(Y)(L)

Bayram Gov
25.10.2010, 20:27
Прочел текст на шорском, многое понятно !!!!! Здорово . что сохранили язык.

Надежда Чист
25.10.2010, 20:54
!!!!!!!!!!!!!!!!

Камзаракова
26.10.2010, 11:55
(Y) (Y) (Y) УРА!!!

Надежда Чист
11.11.2010, 04:22
Дорогие братья и сестры!!!Обращаюсь ко всем!!!Кто сможет помочь Валерию Изместьеву, который проживает в Красноярском крае, Аскизский р-он,п. Николаевка.Семья находится в очень тяжелом материальном положении.Валера учится в 10 классе п.Балыкса,ходит пешком в школу 6км.Мама не работает(не где работать).Отец умер. Мальчик готовится к Олимпиаде 2014г., подает отличные результаты по лыжам. Может,это будет еще один олипийский шорский чемпион!!!Да не оскуднеет --рука дающего!!!!!

ANA VATAN
11.11.2010, 05:14
ОЧЕНЪ ЖАЛ. :-(

Надежда Чист
11.11.2010, 05:42
Я НАПИСАЛА В ЭТУ ГРУППУ ЭТО ОБРАЩЕНИЕ, ПОТОМУ ЧТО ЗДЕСЬ МНОГО НАШИХ ШОРЦЕВ И ХАКАСОВ.

ANA VATAN
11.11.2010, 06:02
ХОРОШИЙ ИДЕЯ

Bayram Gov
11.11.2010, 10:14
Каждый народ из тюркоязычных - важнейшее составляющее общей тюркской семьи.
Очень здорово, что тюрки поликонфессиональны *и принадлежат к разным расам.
Наша сила в нашем многообразии !!!!!!
Шорцы-одна из ярких цветов в палитре тюркского мира.
Необходимо разбудить национальное самосознание восточных тюрок: шорцев, хакасов, алтайцев, тофаларов, саха, долганов.
В рамках Российской федерации для этого есть все условия. Надо брать пример от татар.

Аскар
11.11.2010, 14:37
Надежда а может счет откроете так братья тюрки скинемся тюркскому дарованию? Я от семейного бюджета лично отделю

В конце концев этот джигит сначала тюрок а потом уже шорец и после уже житель России

так что помощь давайте мы первые окажем

Аскар
11.11.2010, 14:38
Надежда разместите фото и рассказ о мальчике на www.turk-media.info

или дайте мне я размещу

ANA VATAN
11.11.2010, 14:43
Да Аскар ией прав. хороший идея.

Аскар
12.11.2010, 14:49
Что больше никому не понравилось? Давайте хоть так докажем свое тюркское единство не вечно же в интернете трепаться

Только Надежда не обижайтесь но счет я обязательно проверю

а то тут уже деньги на ногайский сайт собирали в итоге ни сайта ни денег

Надежда Чист
13.11.2010, 00:21
Братья, спасибо за поддержку. Аскар обиды тут никакой не будет . Все сделам как нужно, чтобы не было никаких сомнений. Обо всем потом напишу.

Аскар
13.11.2010, 07:38
давайте со счетом поторопимся

Оксана Гкиг
13.11.2010, 15:42
Здравствуйте Надежда, давно искала информацию о шорцах. Отец родов с района Кемерово немного рассказывал. А вы написали столько интересной информации СПАСИБО ВАМ БОЛЬШОЕ

А Bедили
13.11.2010, 18:13
спасибо автору темы, про шорцев впервые слышу...

Надежда Чист
24.11.2010, 20:00
МЕН УЧЕМГЕ! Мен улгапчам, мен сурапчам:-"К,айдазын, сен? к,айдазын? -"Ноо иштерге мага, айтпер-даа"- "к,айде чажым чадыбыск,а"- "Сен чок, к,айде чадарга?" Сен мага полуштун, по черде по зумну табарга. Сен мага отча члеп полдун,. Сооктар полбысканнарда, сен мени ургеттин "Чакши кижи полбодур!" * *Огргыжынна, аар полганда кол пер-полужу бодур! Ам тезе сени мен корчам позумнын палларымда. Сен полбас-эдин-мени-чок, кем чадыг чадар эды? (ИРИНА ТАННАГАШЕВА г. Мыски ) Шория.

ANA VATAN
25.11.2010, 07:06
ОЧЕНЪ ПОХОЖ. А ЧТО ЕТО ОЗНАЧАЕТ?

Надежда Чист
25.11.2010, 07:17
Это внучка Ирина написала, написала свой стих бабушке, когда ее не стало, она заменила ей родителей.

T RK XAN
25.11.2010, 07:20
Nadejda xanum, bolsoe sposibo Vam!

G k O uz
25.11.2010, 09:34
ОЧЕНЪ ПОХОЖ. А ЧТО ЕТО ОЗНАЧАЕТ?:-D :-D :-D :-D :-D *(Y) (Y) (Y) (Y) (Y) (Y) (Y) (Y) (Y) (Y) (Y) (Y) (Y) (Y) (Y) (Y) (Y) (Y) oldum

Надежда Чист
25.11.2010, 09:58
У нас Ирина не поэтесса, а обыкновенная шорочка, как могла написала, о потери любимого человека....

T RK XAN
25.11.2010, 10:02
ben baz? seyleri annaya biliyorum burdan, ama bilemediyim kelimeler oldugu icin cumleyi tam olarak soylemek zor tabii ki

ANA VATAN
25.11.2010, 10:03
tam anlamadim gok oguz xanim.

T RK XAN
25.11.2010, 10:03
mesela, " Сен мага отча члеп полдун" sen mene odca (od kimi) clep (clepin ne oldugunu bilmiyorum, galiba s?cak olabilir) oldun

T RK XAN
25.11.2010, 10:04
po cerde = bu yerde

T RK XAN
25.11.2010, 10:05
Мен улгапчам, мен сурапчам = galiba bu men q?sq?racam, men soracam demek

T RK XAN
25.11.2010, 10:06
К,айдазын, сен? к,айдазын? = hardasan sen, hardasan?

T RK XAN
25.11.2010, 10:09
Сен полбас-эдин-мени-чок, кем чадыг чадар эды? = sen olmasan men olmazd?m, kim var ederdi? (naverno)

T RK XAN
25.11.2010, 10:15
ve yahut kem cad?k cadar ed? = kim yada salar idi de olabilir

T RK XAN
25.11.2010, 10:16
Nadejda xanum, vas yaz?k ocen poxoja s Karacaevo-Balkarskom yaz?k

Надежда Чист
25.11.2010, 10:22
ЗДОРОВО(Y) (Y) (Y) !!!!

G k O uz
25.11.2010, 10:59
У нас Ирина не поэтесса, а обыкновенная шорочка, как могла написала, о потери любимого человека....
Надежда, не оправдывайтесь, пожалуйста!Я ничего не имею против стихотворения, Боже упаси!!! просто мне не очень понятно как человек может написать , что все понятно и сразу задать вопрос "а что это означает" ...это меня рассмешило, но никак не стих

T RK XAN
25.11.2010, 11:06
Сен мага полуштун, по черде по зумну табарга = sen men oldun, bu yerde ozumu tapmaga

T RK XAN
25.11.2010, 11:08
Slava Allaxu vse Tyurkskie dialekt? ocen ponyaten:) day Allah ctob? m? budem vmeste

G k O uz
25.11.2010, 11:41
Day Bog!