PDA

Просмотр полной версии : Карабах (от азербайджанского Кара-черный,Бах-сад)---одна из древнейших ...


Retotius
24.10.2010, 06:27
Карабах (от азербайджанского Кара-черный,Бах-сад)---одна из древнейших исторических областей Азербайджана.

Как видно, будучи политико-географическим пространством, в истории всегда существовало понятие не "Нагорный Карабах", а понятие, охватывающее всю территорию Карабаха в целом - горы, равнины - общее понятие "Карабах". Другими словами, понятие "Нагорный Карабах" - "продукт" более позднего времени и является названием, данным из сепаратистских намерений одной из частей Карабаха. Обычная логика подтверждает это: если есть Нагорный Карабах - значит есть и равнинный, т.е. низменный, Карабах! Истина такова: сегодня в Азербайджане есть как Нагорный Карабах, так и Низменный Карабах (т.е. равнинный Карабах!). Как равнинный (низменный), так и нагорный Карабах во все исторические эпохи был Родиной только одного народа - азербайджанского, в языке которого есть слова "гара" и "баг".

Сотни древнейших, редчайших образцов фольклора, музыкальных шедевров Азербайджанского народа были созданы именно в Карабахе и связаны с Карабахом.

Retotius
24.10.2010, 06:28
1) об этом факте пишет представитель государства, занимающийся непосредственно "управлением Карабаха", другими словами, этим фактом является основанное на официальных документах официальное слово, официальное слово государственного чиновника, находящегося на службе России; 2) с другой стороны, этот факт сохранился, не только основываясь на реальности и практике, он подтверждается также первоисточниками. Для подтверждения точки зрения Мирзы Джамала использование ссылок на древние исторические книги

Retotius
24.10.2010, 06:28
Такое точное представление территории и границ Карабаха в начальном периоде оккупации и колонизации Россией объясняется тем, что:

Retotius
24.10.2010, 06:28
Полемизируя о Карабахе, с самого начала возникает следующий вопрос: Где расположен Карабах, какие территории Азербайджана он охватывает? Ответ на этот вопрос сегодня еще более актуален и имеет важное значение для понимания созданной армянскими сепаратистами "Проблемы Нагорного Карабаха". Для ответа на поставленный вопрос обратимся к первоисточнику. Мирза Джамал Джаваншир, будучи визирем "Карабахского ханства", являющегося Азербайджанским государством и охватывающего когда-то эту территорию, рассуждая об этом вопросе в своем произведении "История Карабаха" (1847) писал: "Границы Карабахской области по утверждению древних исторических книг таковы: с южной стороны от моста Худаверин до моста Сынык - река Араз. Сейчас мост Сынык находится между Казахскими, Шамсаддинскими и Демирчи-Гасанлинскими джамаатами (областями), и чиновники Российского государства называют его в русской интерпретации Красный мост, т.е. Золотой мост. С восточной стороны - это река Кура, которая в селе Джавад, сливаясь с рекой Араз, далее впадает в Каспийское море. С северной стороны до реки Куры, являющейся границей с Елизаветполем, границей области является река Чоран и река Кура во многих местах (протекая) доходит до реки Араз. С западной стороны остроконечные Карабахские горы с вершинами под названием Кушбек, Салверты и Арикли".

Retotius
24.10.2010, 06:29
История формирования "Карабаха"а как названия конкретной области, региона Азербайджана позволяет в более научной форме объяснить его этимологию, потому что в азербайджанском языке (так же как и в других тюркских языках) слово "гара", кроме обозначения цвета, имеет также другие значения: "плотный", "непроходимый", "большой", "темный" и др. С этой точки зрения термин Карабах приобретает такие значения как: "темный сад", "большой сад", "плотный сад", "непроходимый сад", "живописный сад" и др. Таким образом, как и сам Карабах, слово "Карабах" также принадлежит азербайджанскому народу.

Retotius
24.10.2010, 06:29
Карабах - одна из древнейших исторических областей Азербайджана. Название Карабаха, считающегося неотъемлемой частью Азербайджана, произошло от азербайджанских слов "гара" (черный) и "баг" (сад). Словосочетание "гара" и "баг" обладает такой же древней историей, как и история азербайджанского народа. Отнесение этого словосочетания во всем мире к конкретной территории Азербайджана является неопровержимой истиной. Слово "Карабах", которым азербайджанский народ назвал часть своей родной земли, упоминалось еще в первоначальных источниках 1300 лет тому назад (с VII века!). Вначале "Карабах" как историко-географическое понятие обозначало конкретное пространство, впоследствии же было отнесено к обширной географической территории Азербайджана. Кстати, это характерно для Азербайджана: город Нахчыван - Нахчыванская область, город Шеки - Шекинская область, город Гянджа - Гянджинская область, город Лянкяран - Лянкяранская область и т.д.

Retotius
24.10.2010, 06:29
КАРАБАХ: ЭТИМОЛОГИЯ, ТЕРРИТОРИЯ И ГРАНИЦЫ

Sargsyan Оvom
30.10.2010, 10:11
Da ! ! ! Nelyogkaya u tebya rabota uvajaemii' Azer Efendi-zade

Retotius
30.10.2010, 13:10
Известный востоковед И.П.Петрушевский писал "Карабах никогда не принадлежал к центрам армянской культуры" (И.П.Петрушевский. О дохристианских верованиях крестян Нагорного Карабаха, с. 13). *

Retotius
30.10.2010, 13:11
Итак, Армянская Республика была создана в 1921) г, из азербайджанских земель — Эриванской губернии (бывшего азербайджанского Эриванского ханства). В 1921 г. от Азербайджана изъяли и присоединили к образовавшейся Армянской ССР Зангезурский уезд. В 1922 г. при образовании СССР азербайджанские земли — Дилижан-Гекчай (Шарур-Даралагезские р-ны) присоединили к Армянской ССР. В 1923 г. на территории Азербайджанской ССР создали НКАО. В 1929 г. от Нахичевани изъяли несколько сел и присоединили к Армянской ССР. И в 1983 г. Армянская Республика получила территориальные приобретения за счет Азербайджана (за счет селений Казахского и Садаракского р-нов).

Retotius
30.10.2010, 13:11
16 марта 1921 г. по договору, заключенному между Кемалистской Турцией и Советской Россией, была заложена правовая основа создания Нахичеванской Автономной Республики Азербайджана. В статье 3 договора сказано: "Нахичеванская область в границах, указанных в приложении 1 (с.) настоящего договора, образуют автономную территорию под протекторатом Азербайджана при условии, что Азербайджан не уступит сего протектората третьему государству" (Документы внешней политики СССР. т.З, М. 1969, с. 598-599). Вскоре под давлением азербайджанского народа Н.Нариманов потребовал оставить Нагорный Карабах в составе Азербайджана, заявив, что в противном случае "Совнарком слагает с себя ответственность", т.к., при таком исходе "Мы востанавливаем в Азербайджане...антисоветские группы" (ЦИА ИМЛ ф. 64, оп.2, д.7, л.13.). На основе этого заявления 5 июля 1921 г. заседание Кавбюро вынесло решение оставить Нагорный Карабах в пределах Азербайджанской ССР, предоставив широкую автономию, образовав автономную область Азербайджана (ЦИА ИМЛ ф. 17, оп. 2, д. 7, л.13.).

Retotius
30.10.2010, 13:12
Советское правительство стремилось реализовать Армянский вопрос за счет Азербайджанских земель, создав восточную Армению, фактически азербайджанские земли послужили залогом, приманкой идей создания Советской Республики Армения.

Retotius
30.10.2010, 13:12
Русско-Турецкий договор 1921 г. аннулировал Александропольский мир, установив границу Армянской Республики с Турцией в современных ее начертаниях. С этого времени начался момент государственного бытия армянского народа на Кавказе. После падения АДР Советская Россия, пересмотрев свой взгляд, понимая мифичность идеи создания Западной Армении в Турции, решила создать, так называемую Восточную Армению из азербайджанских земель — бывшего Эриванского ханства. Зангезурских земель, где к этому времени уже были созданы компактные армянские поселения. После установления Советской власти в Азербайджане (апрель 1920 г.) Н.Нариманов неоднократно требовал присоединить Нагорный Карабах, Зангезур и Нахичевань к Азербайджану. Он говорил. "Никто в мире не в состоянии помешать нам повлиять на население указанных областей высказаться за соединение с Азербайджаном" (ЦИА ИМЛ, ф. 64, оп. 2, д., 5, л. 80.) "Уступка этих областей Армении сейчас является дискредитированием советской власти не только в Азербайджане, но и в Персии, и Турции" (С.М.Киров. Статьи, речи, документы, т. 1 М. 1936 с 231).

Retotius
30.10.2010, 13:12
Итак, одна из двух "армянских баз" была ликвидирована. Армянский вопрос сосредоточился на Закавказье, где дашнаки вели политику воинствующего национализма. В марте-июле 1920 г. произошли столкновения с дашнаками в Карабахе, Шуше, Нахичевани, Ордубаде, Тертере, Аскеране, Зангезурском, Джебраильском, Гянджинском уездах. Были уничтожены десятки азербайджанских сел.
Советская Россия решила не Допустить превращения Армянской Республики в антисоветский плацдарм. Она стала посредником в разрешении территориальных вопросов между Арменией и Азербайджаном. Получив из Великобритании и Италии оружие, дашнаки произвели массовый погром мусульманского-тюркского населения Карабаха. Нахичевани и Зангезура по губерниям — Эриванской и Карсской. В октябре 1920 г. Восточная Турецкая армия Кара Бекира и Халил-паши взяла Каре, Александрополь и заставила армян подписать неслыханный тяжелый мир (Там же.). Дашнаки дважды обращались правительствам США, Великобритании, Франции, Италии с просьбой помочь, но получили отрицательный ответ. (Гражданская война и военная интервенция в СССР, с. 42). В ноябре 1920 г. власть дашнаков была свергнута и установлена Советская власть. Оставшиеся в Зангезуре дашнаки в декабре 1920 г. образовали "Сюникское правительство" (Республику Нагорной Армении). И только в июне-июле 1921 г. Зангезур был освобожден от дашнаков (Гражданская война и... с.43).

Retotius
30.10.2010, 13:13
Особенно ожесточенно шла борьба в Карабахе. В 1919-1920 гг. Армения перестает интересовать европейские страны. Вопрос о судьбе Армении передается Северной Америке. Верховный Совет Лиги Наций признал, что "без поддержки" Армения существовать не может (БСЭ с. 437).
Президент Америки принял поручение Лиги Наций определить границы Армении- Но американские политики отвергли "мандат на Армению", посчитав, что Армянский вопрос — это Европейский вопрос и большинством голосов отвергли его при голосовании в сенате. (Там же с 438).
То же самое сделало Французское правительство с армянами оккупированной им в 1919 г. Киликии. Франция в 1921 г. заключила мирный договор с Турцией, по которому она отказалась от Киликии. Армяне были разбиты, часть (20 тыс.) была уничтожена. Жалкие остатки армянского населения бежали в Сирию, на Кипр, в Египет (БСЭ с. 438).

Retotius
30.10.2010, 13:13
По окончании первой мировой войны армяне стали рассматриваться державами в качестве опоры против Турции (в Киликии), так и против Советской России (в Закавказье). Антанта передала Армянской Республике Карсскую область и уезды Эриванской губернии. Население Армянской республики в 1918 г. было 1,5 млн., из коих 700 тыс. армян. Не довольствуясь этим, дашнаки заявили претензии на территории Ахалкалак и Борчалы, вошедшие в Грузинскую республику, также на азербайджанские земли — Карабах, Нахичеванский уезд, Зангезур, бывшие в составе Азербайджана. Эти попытки привели к войне с Грузией и долгой кровопролитной войне с Азербайджаном. Армянская Республика беззаконно (как всегда) грубой силой стала аннексировать азербайджанские земли (Большая Советская Энциклопедия. Москва, 1926, т. 3, АРМ. Вопрос, с 437; Гражданская воина и военная интервенция в СССР (Энциклопедия), Москва 1987, с. 43.). 12 августа 1918 г. Ленин подписал декрет о передаче Нахичевани и Зангезура дашнакам. Летом 1918 г. Андроник с армянской армией вторгся в Зангезур. предъявил населению ультиматум — либо подчиниться их власти., либо покинуть насиженные места. По сведениям следственной комиссии Михайлова, только за лето 1918 г. в Зангезуре было уничтожено 115 азербайджанских сел, убито 7 тыс. человек, 50 тыс. азербайджанцев покинули пределы Зангезура (Айдын Балаев, указ.раб.с. 50).

Retotius
30.10.2010, 13:14
Февральская и октябрьская революции 1917 года послужили новой вехой в армянском вопросе. В октябре 1917 года в Тифлисе собрался Армянский национальный конгресс, который от имени всего армянского народа выдвинул требование-сохранение за Арменией территорий Турецкой Армении, оккупированных русскими войсками во время первой мировой войны. Идею создания западной Армении поддержал и В.И.Ленин, подписав 28 октября 1917 года декрет, согласно которому Советская Россия провозгласила право, так называемой, Западной Армении на полное самоопределение (Айдын Балаев. Азербайджанская Демократическая Республика. Баку, 1991 г. С. 17-18, Декреты Советской власти, т. 1, с. 298-299).
В мае 1918 года, когда распался Закавказский Сейм, была провозглашена Армянская независимая Республика, у которой не было ни территории, ни столицы. Она была провозглашена в Тифлисе. АДР (Азербайджанское Демократическое Республика) 29 мая 1918 года уступила Армянской Республике г. Ереван (Айдын Балаев, Указ раб с 50; ЦГАОР, Аз ССР, ф. 970, оп. 1, ед. хр1 лист 51.). Территория Армянской Республики свелась практически к Эриванскому уезду и Эчмиадзинскому с 400 тыс. жителями.

Retotius
30.10.2010, 13:14
Вопрос о Западной Армении, о положении армянского населения Турции в переговорах в Сан-Стефано и в Берлине в 1878 г. стал называться "армянским вопросом", согласно которому Турция обязывалась ввести в армянских вилайетах необходимые реформы. Практически за реализацию армянского вопроса стояла только Россия. Для реализации армянского вопроса были созданы политические партии "Гнчак" (1887 г.), "Дашнакцутюн" (1890 г.). Обосновавшись в Русском Закавказье, они высылают в Турцию пропагандистов, организуют повстанческие отряды, выступления которых рассчитаны больше на привлечение внимания великих держав к судьбе армянского народа. Партия "Дашнакцутюн" для достижения своей цели меняет часто свои ориентации — от русского до европейских держав, потом к общетурецкому революционному движению, к младотуркам, а потом вновь к России. По выражению Милюкова, армяне, "засевшие на перепутье между Россией и Турцией", накануне первой мировой войны приобретают крупное политическое значение. (Большая Советская Энциклопедия. М. 1926, том 3, Армянский вопрос, с.436). В период Балканской войны (1912-1914 гг.) Россия выдвинула программу по созданию автономной Армянской области в Турции, т.н. Западной Армении из вилайетов — Эрзурума, Вана, Битлиса, Диярбекира, Харпута, Сиваса. Правителем Западной Армении должен был быть генерал-губернатор христианин, назначаемый Турцией с согласия европейских государств. Но эту программу европейские государства не поддержали (История Армянского народа. Ереван, 1980, с. 259).

Retotius
30.10.2010, 13:14
Царское правительство вынашивало идею создания Армянской области не только на Кавказе, но и на Малоазийских землях Турции. Стремление к захвату Черного моря, Босфора и Дарданел русский царизм прикрывал лозунгами "борьбы за освобождение христиан от ига мусульманской Турции"

Retotius
30.10.2010, 13:15
Что же касается армянского этноса, то сама "История армянского народа" (изд. 1980 г., с. 187) вынуждена была признаться: "В начале XX в. значительная часть армянского народа жила за пределами своей родины — в соседних и далеких странах...Многие армянские колонии не порвали связей с родиной' (?!-Ф.М.). Напрашивается естественный вопрос — что подразумевается под понятием "своей родины", какие эти земли?! С какой территорией армянские колонии поддерживали постоянные связи. Ибо, проследив историю армянского народа буквально по векам. Прочтя творение самих же армянских историков, мы не нашли родину армян — стабильной постоянной территории с политическим единством. Ведь основополагающим критерием этноса-нации является общность территории, на которой возникает и формируется этнос. Эту-то общность территории, историческую родину предстоит армянам выявить и потом уже создать реальную историю, а не приобщаться каждый раз к новым землям — то к азербайджанским областям — Карабаху и Сюник-Зангезуру и др. землям, то южным областям Грузии (Гогарене), что они делали в начале XX в., по поводу которых писали И.Чавчавадзе и В.Л.Величко. В.Л.Величко отмечал, что на армянских картах "Великая Армения" доводится чуть ли не до Воронежа, со столицей в Тифлисе. Он также писал: "Грузин они (армяне), в области историко-археологической грабят бессовестнейшим образом: сцарапывают грузинские надписи с памятников,...сочиняют исторические нелепости и указывают, как на Древние армянские владения, на такие области, где каждый камень говорит о прошлом грузинского царства" (И.Чавчавадзе "Армянские мудрецы" и вопиющие камни. В.Л.Величко. Кавказское Русское дело и междуплеменные вопросы. Баку, 1990, с 107). Прокурор Эчмиадзинского Синода ) А.Френкель писал об этом в начале века: "исторические судьбы армянского народа доказали с неопровержимой точностью полную неспособность этого народа к образованию самостоятельного государства, государственного организма" (Справка прокурора Эчмиадзинского Синода А.Френкеля (1907 г.) ЦИГА, ф. 821, о. 139 (173) ед. хр. 96.). Без помощи России и зарубежных стран армяне никогда не обрели бы государственного бытия.

Retotius
30.10.2010, 13:15
Но процесс деэтнизации был очень длительным. Следует помнить, что часть поздних албан-удин сохранилась и поныне, живет в Огузском и Кабалинском районах, сохранив свою историческую память, свое албанско-удинское самосознание, свой язык, относящийся к восточно-кавказской языковой группе, сохранив свой алфавит из 52-х букв, как и албанский.

Retotius
30.10.2010, 13:16
В 1836 г., когда Царское правительство с целью заручиться поддержкой турецких армян, пытаясь иерархически подчинить их прорусски настроенному армянскому патриаршеству (Эчмиадзину) пошло на ряд уступок армянской Эчмиадзинской церкви, одной из которых был положение об упразднении самостоятельной албанской церкви. Албанского патриаршества и подчинения их армянско-григорянской церкви (ЦГИА, справка 1907 г, ф.821, оп.139 (173, ед. хранения 96.) А позднее (в 1909-1910 гг.) армяно-григорянская церковь с разрешения Русского Синода уничтожила в числе старых архивов и архив Албанской церкви, тщательно скрыв следы албанской литературы (ЦГИА, ф. 821, оп. 10, д. 89.). Такую же работу провела и проводит армянское духовенство с Албанскими культовыми христианскими памятниками, как свое время оно поработало с грузинскими памятниками, о чем писал В.Л.Величко. Фактически после этого акта албаны Карабаха стали арменизироваться, и стали считаться армянами. Албаны потеряли свое этническое самосознание. Интересен документ из русского Синода, где говорится об албанце-христианине, добивающемся изменения вероисповедания, чтобы разрешили ему принять лютеранство, ибо по причине исповедания григорианства его неверно считают армянином. (ЦГИА. фонд 821, опись 150, дело 477, год 1908.). И тем не менее часть албан Карабаха переселилась на левый берег Куры и сохранилась. Это -удины.

Retotius
30.10.2010, 13:16
В течение 1826-1827 гг. были взяты Ереванское и Нахичеванское ханства. Ереванский хан со своим братом (азербайджанский род Макинских ханов на севере Южного Азербайджана) ожесточенно сражался против русского завоевания. Интересы России требовали увеличить численность армянского населения на Кавказе, сконцентрировать В пограничных с Турцией и Персией областях больше армян-христиан, у которых была сильна русская ориентация. Кроме этого, этим актом расположив к себе армянское население Турции, иметь опору в Малой Азии. Так, в Туркменчайский и Адрианопольский договора были включены спецальные статьи, разрешающие переселение армян на Кавказ — в земли Грузии, Азербайджана. Тогда и появились первые компактные армянские переселенцы в Карабахе, Зангезуре. Для этих армян была создана даже специальная комиссия. Только в 1828-1830 г. переселилось 130 тыс. армян. После Туркменчайского договора 1828 г. царское правительство создает новое, еще доселе не существующее в истории политическое образование (деление) — армянскую область из азербайджанских земель — Ереванского, Нахичеванского уездов и Ордубадского округа, управляемую царскими чиновниками. Это была первая попытка создать армянское политическое образование на территории Азербайджана. В 1849 г. была упразднена Армянская область и созданы губернии — Эриванская, Нахичеванская и (Ордубадский округ), Елизаветпольская, Бакинская.

Retotius
30.10.2010, 13:16
В течение 1826-1827 гг. были взяты Ереванское и Нахичеванское ханства. Ереванский хан со своим братом (азербайджанский род Макинских ханов на севере Южного Азербайджана) ожесточенно сражался против русского завоевания. Интересы России требовали увеличить численность армянского населения на Кавказе, сконцентрировать В пограничных с Турцией и Персией областях больше армян-христиан, у которых была сильна русская ориентация. Кроме этого, этим актом расположив к себе армянское население Турции, иметь опору в Малой Азии. Так, в Туркменчайский и Адрианопольский договора были включены спецальные статьи, разрешающие переселение армян на Кавказ — в земли Грузии, Азербайджана. Тогда и появились первые компактные армянские переселенцы в Карабахе, Зангезуре. Для этих армян была создана даже специальная комиссия. Только в 1828-1830 г. переселилось 130 тыс. армян. После Туркменчайского договора 1828 г. царское правительство создает новое, еще доселе не существующее в истории политическое образование (деление) — армянскую область из азербайджанских земель — Ереванского, Нахичеванского уездов и Ордубадского округа, управляемую царскими чиновниками. Это была первая попытка создать армянское политическое образование на территории Азербайджана. В 1849 г. была упразднена Армянская область и созданы губернии — Эриванская, Нахичеванская и (Ордубадский округ), Елизаветпольская, Бакинская.

Retotius
30.10.2010, 13:17
Суворов был кровными узами связан с карабахскими меликами. Отсюда и понятны его интерес и поддержка. Под так называемым "армянским полком" подразумевали армяне войска карабахских меликов, ибо о других армянских войсках так ничего и не сообщает "История армянского народа". Практически в планы Суворова входили земли албанские и территория вокруг г. Еревана, что входило в азербайджанское Ереванское ханство.

Retotius
30.10.2010, 13:17
Вопрос об освобождении карабахских меликств встал при русской императрице Екатерине II. В проекте Потемкина по этому поводу сказано: "... воспользуясь персидскими неустройствами занять Баку, Дербент, др. земли, присоединить Гилян, захваченную территорию назвать Албанией будущего наследия великого князя Константина Павловича" (Храповицкий А.П. Чтение в императорском обществе истории древности российских при Московском Университете. Кн. 2, М., 1872, с 37). Как видим, русское правительство предусматривало возродить не Армянское царство, а Албанское, отдавая дань историческим реалиям. В письме Потемкина, адресованном Безбородко, читаем: "Великую можно приобрести из сего пользу и миролюбно устроить край Армянский (видимо, г. Ереван с окресностями, который был наследственным владением азербайджанского хана, но где имелось незначительное армянское население — Ф.М.) и ту часть, которая составить должна Албания, так же и царство Ираклиева" (ЦГВИА, фонд 52, опись 2/203, дело 37, лл.63-64) Следовательно, в XVIII в. карабахские мелики помнили и поддерживали свое этнополитическое прошлое. Очень примечательно, что об этом, в особенности о проекте Потемкина, ничего не сказано в историях армянского народа. Напротив, там сказано: "чтобы привлечь на свою сторону христианское население Закавказья, царское правительство распространяло слух, будто целью похода является "восстановление Армении" (См. "История армянского народа", Ереван, 1951, с 266). А в последнем издании "Истории армянского народа" — 1980 г. сообщается о переговорах армянской епархии в России с представителями русского государства, согласно которым будто бы предусматривались освобождение. Полководцем А.К.Суворовым и восстановление армянского государства со столицей в Ереване. "Предлагалось создать особый армянский полк, который совместно с войсками армянских меликов Карабаха должен был освободить Араратскую провинцию, а затем остальные армянские области."?!! ("История армянского народа", 1980, с 171-172)

Retotius
30.10.2010, 13:18
В специальных разделах, посвященных истории армянского народа ХVП-ХУШ вв., имеются главы "Армяно-русские отношения. Исраэл Ори" и "Освободительное движение в 1720 годах", (См. "История армянского народа", 1980 г. с. 163-170), в которых речь опять же по существу идет не об армянской истории XVIII в., а об албанском христианском населении, живущем в карабахских меликствах, освободительном движении.
Точно так же искажено армянскими учеными преподносится освободительное движение карабахских меликств, возглавленное Давид беком в 1722-1728 гг. (См. сравни "Новый энциклопедический словарь". Брокгауз, Эфрон, т III, а так же "История армянского народа", Ереван” 1980. с. 167 169). Кроме истории этих меликств варсенале истории армянского народа ничего другого нет.

Retotius
30.10.2010, 13:18
Под "Историей армянского народа" XVI, XVII, XVIII, XIX вв. излагается история азербайджанских областей — Карабахского, Ереванского, Гянджинского. Нахичеванского ханств. С XVIII в. армяне через Польшу проникают в Россию, пытаясь всякими посулами, ухищрениями расположить к себе Русский двор, русского императора Петра I, заинтересовывая его необходимостью освобождения от турецкого и персидского ига, так называемой "Восточной Армении", а по существу вели переговоры об освобождении Карабаха, Зангезурских земель, где наряду с тюрками жило осколочное албанское христианское население.
В армянских изданиях карабахские меликства именуются армянскими, к тому же все события, связанные с ними, переносятся в историю армянского народа. В этом отношении особенно примечательны освободительные движения, связанные с именами Исраэла Ори и Давид-бэка. С целью освобождения христианского населения карабахских меликств (албан) от турецкого и персидского господства Исраэл. Ори (сын одного из карабахских меликов) посетил Германию, Италию, Францию, Россию, пытался заинтересовать своим планом европейские державы, а так же Петра I, который обещал помочь. Но, смерть Ори помешала реализации его плана освобождения меликств (1691 - 1711 годы).

Retotius
30.10.2010, 13:18
Это дало повод армянским историкам окончательно территориально приобщаться к азербайджанским областям, где жило осколочное албанское население, — Арцаху и Сюнику, часть населения которых, будучи христианским (албаны, не теряли территориального и политического единства) сохраняла с армянами конфессиональное единство (монофизитство).
С возникновением Османской империи армяне теряют надежду на создание своего государства на исторической родине, территории Малой Азии. Они устремляют свои взоры на Кавказ, на исторический Азербайджан, вынашивают идею очищения Кавказа от азербайджанских тюрков. Творцы "Истории армянского народа" вводят в научный оборот понятие Восточная Армения, переосмыслив его, под которым с. XVI в. до XX в. подразумевают только и только азербайджанские земли — Карабах, Ереван, Гянджа, Сюник-Зангезур. Таким образом, понятие "Восточная Армения" смещается и во времени, и в пространстве с востока от р. Евфрат на Кавказ.

Retotius
30.10.2010, 13:19
Попытки возрождения Армянского царства были предприняты в IХ-ХI вв. и в ХII -ХIV вв. В IХ-ХI вв. в районе Карса, Урзурума было создано армянское государство Багратидов (столица Ани) . Что же касается последующих веков то, по мнению армянских ученых, в Х11-Х1У вв. было создано армянское Киликийское царство, причем совершенно на другой территории, на Северо-Восточном берегу Средиземного моря. С V в. на территории исторической родины армян не было армянских политических образований.
С XV в. армяне свою историю теснейшим образом связывают с армянской церковью. Значение армянской церкви усиливается в особенности с тех пор, когда католикосский престол был переведен из Киликии в Эчмиадзин в 1441 г. близ Еревана. И очень примечательно, что с этого периода история армянского народа становится известной как определенный специальный период, именуемый Эчмиадзинским периодом. Во всяком случае, дореволюционные издания, т.е. издания до 1918г. знали этот Эчмиадзинский период, а советские историки предали забвению. Таким образом, с XV в. руководителем политической, да и любой сферы жизни армян становится Эчмиадзин — он консолидирующая организующая сила армянского народа, рассеянного по всем странам.

Retotius
30.10.2010, 13:20
Первое Армянское государство возникло в Малой Азии в VI в. до н.э. и просуществовало до 428 г. С VI в. до н.э. по III до н.э. Армения представляла из себя две сатрапии — провинции (Восточная Армения и Западная Армения), подвластные в начале Персидской империи — Ахеменидам, потом Александру Македонскому, потом Селевкидам. Во II в. до н.э. и I в. до н.э. (при Арташесе I и Тигране II) границы Армянского государства были расширены. Разбитый римским полководцем Помпеем Тигран II лишился всех приобретенных земель. За ним сохранилась собственно Армения, в пределах Армянского нагорья. (Манандян Я.А. Тигран Второй и Рим. Ереван, 1943. С. 27, 47-48; Фарида Мамедова. Политическая история и историческая география Кавказской Албании. Баку, 1986. С. 118-120).
Необходимо еще уточнить, какая территория понимается под Армянским нагорьем. И далее, с I в. до н.э. по 428 г. Армения по своему политическому статусу была номинальным государством, фактической провинцией Персии и Рима-Византии. Арменией правили то персидские, то римские ставленники, которыми могли быть и атропатенские и иберийские — грузинские царевичи. А это означает, что армянские цари не имели права наследования, т.е. были номинальными, но не фактическими правителями. В течение этого периода Армения подвергалась неоднократному делению между двумя империями — Римом и Персией — в 66 г. до н.э.; 37 г.; 298 г.; 387; и т.д. Согласно этим делениям часть Армении отходила к Византии и называлась Западной византийской Арменией (к Западу от р. Евфрата), она же Малая Армения, часть отходила к Персии и называлась Восточной персидской Арменией (к Востоку от р. Евфрата), она же Большая Армения. Армения ?????? ??????? историю народностей, в составе государств, в которых жили.

Retotius
30.10.2010, 13:20
Как известно, армяне — не автохтоны, как на территории Малой Азии (исторической Турции), так и на Кавказе. По мнению арменистов, (Н.Адонц. См. Новый энциклопедический словарь Брокгауза - Эфрона) армяне из фригийских племен, первоначально живших на Балканах, подхваченные киммерийским движением, появились в Малой Азии в XIII в. до н.э. Далее они пошли на восток, до Евфрата. В последнем издании "Истории армянского народа" сообщается, что в XII в. до н.э. на территории хурритов, хеттов и лувийцев (в верховьях Евфрата) проникли группы индоевропейских армяноязычных племен, именуемых в ассирийских клинописях мушку и урму, греческих аримами, а в дальнейшем армянами. (История армянского народа. Ереван. 1980, с. 17-18.). Другой крупный арменист филолог Манук Абегян пишет: "Каково происхождение армянского народа, как и когда он утвердился в Армении, откуда и какими путями он пришел в свою отчизну, с какими племенами он имел общение до и после прихода в Армению, кто и какое влияние оказал на его язык, на его этнический состав? Обо всем этом у нас нет точных и подробных сведений" (Манук Абегян. История древнеармянской литературы. Ереван, 1975, с 11).

Retotius
30.10.2010, 13:21
Следует отметить, что отдельные ветви этих фамилий, приняв ислам, исламизировались, становились азербайджанскими. Так известно, из одной фамилии произошла одна ветвь-арменизированнная албанская Мелик-Егановы, а другая ветвь — азербайджанская Мелик-Егановы, т.е. у них общие корни. Мелики Карабаха в письмах к русскому царю именуют себя "наследниками Албанских Аршакидов". В Азербайджане до сих пор имеются потомки Гасан-Джалаловского рода, которые помнят свои албанские корни, хранят память албанского прошлого, помнят, что их корни — албаны, а не армяне. Итак, историческая албанская провинция Арцах-Карабах на протяжении всей истории, вплоть до XIX в.; была важным политическим, культурным, духовным центром осколочного албанского христианского населения, сумевшего вплоть до XIX в. сохранить свое территориальное, политическое конфессиональное единство, и, самое главное, албанское самосознание.
Теперь мы коротко рассмотрим основные вехи в истории армянского народа, ибо это действительно реальная история народа, армянских колоний, рассеянных на большом географическим ареале. Но это не история стабильной страны. Потому все научные издания, посвященные проблеме, именуются "Историей армянского народа", хотя в них (в этих трудах) авторы совершенно неправомерно "пытаются" представить историю стабильной Армянской страны, Армении. Как понятие политическое, Армения очень рано изжила себя, перестав быть страной, понятием, означающим политическое единство.

Retotius
30.10.2010, 13:21
В свете вышеизложенного совершенно беспочвенным, неправомерным представляются попытки армянских ученых и армянской общественности представить Гандзасарский собор (комплекс) как армянский, созданный в армянской этнической среде. В таком случае, зачем надо было в 1836 г. присоединять к армянскому патриаршеству специальным рескриптом русского Синода, уже так сказать "присоединенный" Гандзасар? Совершенно очевидно, что в однородной этнической среде (будто бы армянской) не может быть два самостоятельных патриаршеств, две самостоятельные церкви, именуемые Албанскими и Армянскими. В таком случае одно из них должно быть церковью и патриаршеством, а другое-епископством первой, управляемой епископом.
В XV в. род Гасана-Джалала получил от Джахан шаха (Гара-гоюнлу) титул "Мелик", после чего род распался на пять меликств-мелких автономных княжеств. Это следующие меликства — Гюлюстан, Джераберд, Хачен, Варанда и Дизак. Титул мелик прилагается к фамилиям-владетелям княжеств-меликств. К примеру, Мелик-Аслановы, Мелик-Егановы, Мелик-Шахназаровы. Очень примечательно, что изначально меликства характерны только для Карабаха-Арцаха, позднее они появляются и в Т???ки (в нынешнем Огузском районе), которые были основными выходцами из Карабахских меликств.

Retotius
30.10.2010, 13:22
Правление Гасан-Джалала можно считать экономическим, политическим и культурным возрождением Албании. Этот подъем отразился в литературе, гражданском строительстве, архитектуре, в создании культовых сооружений. По настоянию Гасан-Джалала, стремящегося показать преемственность своей власти правлению албанских Михранидов, была продолжена и дополнена в "Истории албан" Моисея Каланкатуйского четырьмя новыми главами, в которых отражено правление Гасан-Джалала, строительство им Гандзасарского комплекса. Тем самым была возрождена албанская историко-литературная традиция. С 1216 по 1288 гг. Гасан-Джалалом был построен по настоянию албанского патриарха Нерсеса Гандзасарский собор, который Гасан-Джалал назвал "престольным собором Албании". В Гандзасаре похоронены почти все позднеалбанские католикосы-патриархи, о чем свидетельствует эпиграфика на надгробных плитах вплоть до 1828 г.
После потери политической светской власти Джалаловским родом (род Гасан-Джалала в XV в.), которой владели до XV в., представители этого рода становятся духовными владыками страны, патриархами-католикосами Албанской самостоятельной церкви вплоть до 1836 г., когда Албанская церковь была упразднена и подчинена Армянской церкви.

Retotius
30.10.2010, 13:22
Итак, как видно, Арцах-Карабах никогда не входил в состав Армянского государства, которое образовалось на территории Малой Азии и находится далеко за пределами Закавказья. Население Карабаха в период античности и раннего средневековья составляли кавказоязычные албаны и тюркоязычные племена.
Практически арабами была завоевана низменная часть Албании, долины реки Аракса и Куры, результатом чего явилась исламизация населения равнинных частей и ассимиляция их тюркоязычным населением страны, осевшим компактными массами. Но горные части Арцаха продолжали сохраняться за албанским населением, за албанскими князьями Михранидами. В IX в. потомок Вараз-Традата, албанского Михранидского рода, Григори Хамама частично восстановил разгромленное албанское царство, в состав которого входил и Арцах. После его смерти Арцахом и провинцией Утик завладел сын Григори Хамама-Саак-Севада, чье царство длилось до XI в. В ХП-ХШ вв. в Арцахе возвысилось Хаченское княжество, которое, по словам И.А.Орбели, было "частью древней Албании" (И.А.Орбели. Гасан-Джалал — князь Хаченский. См. Избранные труды. Ереван. 1963, с 146.). Правителем Арцах-Хаченского княжества становится Гасан-Джалал (1215-1261), опять же представитель, потомок албанских Михранидов. Кроме реалий имеются детальные родословия, возводящие род Гасан-Джалала к Михранидам. Таким образом, прослеживаются как прямая генетическая связь правителя Хаченского царства Гасан-Джалала с правящими албанскими Михранидами, так и преемственность политической власти ее правителей на протяжении большого периода с XI по XV вв.

Retotius
30.10.2010, 13:23
С IV в. до н.э. по VIII в.н.э. Арцах — область Кавказской Албании, самого древнего государства Северного Азербайджана. После падения Албанского самостоятельного государства Арцах-Карабах, будучи частью географического и политического понятия Азербайджана, входил в состав азербайджанского государства Саджидов, в Х в. в состав государства Саларидов, в ХI-ХII вв., был частью государства Шеддадидов (Шарифли М.Х. Феодальные государства Азербайджана во второй половине IХ-ХI вв. — Баку. 1978, 344, с. 30-89.), в ХII-ХШ вв. Карабах составлял часть Азербайджанского государства Атабеков-Ильденизидов (Буниятов З.М. Государство атабеков Азербайджана. — Баку, 1978.), во второй половине XIII — начале XV вв. в период существования монгольского государства Хулагуидов Карабах входил в состав государства Джалаиридов (Пириев В.3. Об исторической географии Азербайджана ХШ-ХV вв. — См. Сб.: Историческая география Азербайджана. Баку, 1987, с.98-105.), в XV в. входит в состав государства Гара-гоюнлу, а потом Аг-гоюнлу, а в ХVI-ХVII вв. Карабах, будучи в составе Карабахского беглярбегства, входит в состав Азербайджанского государства (в политическом понимании) Сефевидов, которое, в свою очередь, состояли из 4-х беглярбегств — Ширванского, Карабахского, Чухурсаадского (или Ереванского) и Азербайджанского (или Табризского). (О.Эфендиев Азербайджанское государство Сефевидов в XVI в. — Баку, 1981.). Карабахом в составе Карабахского беглярбегства владела фамилия Зияд-оглы тюркского племени из Каджаров с XVI по XIX в — (О.Эфендиев Территория и границы азербайджанских государств в ХV-ХVI вв. — См. сб.: Историческая география Азербайджана. Баку. 1987. С.114.) Во второй половине XVIII в. Карабах входит в состав карабахского ханства, в составе которого и был присоединен к России в 1805 и 1813 годах и окончательно после Туркменчайского договора 1828 г. (О Карабахе в составе азербайджанских государств см.: Сборник "Историческая география Азербайджана". Баку, 1987).

Retotius
30.10.2010, 13:23
Карабах-Арцах был неотъемлемой частью-областью всех тех государственных образований, которые были на территории исторического Северного Азербайджана, т.е. это — историческая область Азербайджана с древних времен и поныне.

Retotius
30.10.2010, 13:23
Историческая провинция Карабах-Арцах — одна из важнейших провинций Кавказской Албании, самого раннего государства исторического Северного Азербайджана, занимала часть территории нынешнего Нагорного Карабаха и часть Мильской степи. Она известна под разными наименованиями — в форме Орхистена у античных авторов 1 в. до н.э. - I в.н.э., в форме Арцах (этимология Арцаха пока остается неизвестной. Попытки этимологизации его на основе армянского языка не убедительны. Напомним, что топонимы Арцах и Утик имеются в Испании, на Пиренеях. Впервые слово Арцах упоминается в "Авесте" в значении страна, область ветров.) в албанских и армянских источниках V-ХVШ вв., под названием Хачен, а также персидских, арабских источниках VШ-ХIV вв., в форме Карабаха становится известным с XII в. в грузинских и персидских источниках. Карабах — тюркское слово, означает большие сады, черные сады.

Retotius
30.10.2010, 13:24
Причина стабильного пристального внимания армян к землям исторического Азербайджана вообще и к Карабаху в частности, кроется в той трагической судьбе армянского народа, которая сложилась в силу объективных и субъективных факторов. Это можно проследить путем краткого экскурса в историю Карабаха и историю армянского народа.

Retotius
30.10.2010, 13:24
Главная причина так называемой "карабахской проблемы" заключается в территориальных притязаниях армян к азербайджанскому народу, к Азербайджану.

ТИГРАН Ч
30.10.2010, 14:52
a albanci eto azerbajanci 4to li

Sabuhi Momi
13.11.2010, 12:09
Блестнул умом... Азербайджанцы - это потомки Албанцев и всех народов смешавшихся на этой терриотории, начиная с неандертальца и закончившийся тюркским элементом....
Албанцы не Азербайджанцы, а Азербайджанцы - это в коем роде - Албанцы;-) Удинов знаете - это прямой потомок албанов, живут на территории Исмаиллы, понимают язык албании... Это - один элемент созданного многонационального народа - Азербайджанцев!

Sabuhi Momi
13.11.2010, 12:11
ты бы еще спросил к какой нации относится азыхантроп(fr)