PDA

Просмотр полной версии : Байкальские Легенды и предания.


К
23.06.2008, 13:52
Легенда о том, как произошел Байкал
Старики рассказывали так: На Земле земли не так уж много. Каждому известно, что отроешь яму на несколько саженей, а то и того меньше, и сразу пойдет разный песок, глина, камень и другая разная порода. Чем глубже копаешь яму, тем меньше земли, все камень идет да разный грунт, которого на земле не видно. А дальше в самой глубине земли, одни камни идут, а еще дальше вода. Есть камень, на который водой капнешь – он начинает кипеть и разваливаться. Вот и случилось лет тысячу назад: глубоко в земле сошлись вода и камень. Когда они сошлись, то закипели. Куда пару деваться? Он полез в разные стороны и сдвинул землю с места, и пошла она волной и пуще того заколебала всю землю. Так бурлила земля в глубине, бурлила, а потом вода и пар вырвались наверх, и покрыла вода низкие места. Дальше она идти не могла, кругом были горы, вот и получился Байкал.

К
24.06.2008, 11:38
Легенда о Скале Шаман-камень – это — заповедная скала возле озера Байкал, у истока реки Ангара. Легенда об этой скале гласит, что Байкал хотел отдать свою дочь, красавицу Ангару, замуж за молодого воина по имени Иркут (один из притоков Ангары). Но Ангара влюбилась в другого рыцаря, Енисея и убежала к нему. Рассерженный отец бросил вслед дочери огромную скалу — Шаман Камень.
Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить: — Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды. Байкал гневно крикнул: — Я могу дать только свои слезы! Тысячи лет течет Ангара в Енисей водой-слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. На этой скале приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвет Шаманский камень, вода хлынет и зальет всю землю».

К
06.07.2008, 15:59
Байгал-Далай (Байкал-море) в преданиях может быть добрым, щедрым, а так же злым, жестоким, безжалостно губящим людей. По рассказам кабанских бурят в море живет хозяйка Байкала Ехэ Тоодэй. У нее 226 сыновей и одна дочь Ангара. Сыновья приносят матери дары-добычу, а дочь пускает все по ветру. Хозяйка Байкала – могущественная мать богиня, любящая почтительное отношение к себе.

Чорней
06.07.2008, 21:19
Татьяна,огромное спасибо,за легенды! Хочется верить,что в вашем арсенале их много и прям с нетерпением жду ваших следующих легенд.

Александр Кус
08.07.2008, 04:03
Орлы
В мифах о Птице орле – Великом Отце Ольхона рассказывается о первом бурятском шамане: «Западные – добрые – божества создали людей, а восточные – злые – стали посылать на людей болезни и беды. Западные – добрые – послали в помощь людям Орла. Но люди ему не верили. Чтобы спасти людей, божества разрешили Орлу вступить в связь с Земной Женщиной. От этого союза родился первый ольхонский шаман».

Александр Кус
08.07.2008, 04:07
Омулевая бочка. Над рыбными угодьями, сказать надо, хозяйничали тут ветры-великаны - Култук и Баргузин, попервости – хорошие приятели. А страшилищами были оба - словами не передать! Густые волосы разлохмачены, пеной брызжут почище бесноватых, пойдут гулять по морю - света белого не увидишь! Любили они друг к другу в гости ходить - поиграть, повеселиться. А для забавы была у них одна на двоих игрушка чудесная - омулевая бочка.

Александр Кусн
08.07.2008, 04:14
Жима
В священной роще горы Жима жил человек, набиравшийся святости. Он постигал мудрость природы и законы богов. Заметив его успехи, боги сделали его гением горы Ижимей. Но у этого человека была жена. От жадности и зависти она перестала есть и спать. Забравшись на гору, она несколько дней била в бубен и кричала.
- Женщина, почему ты не ешь, не спишь, забросила хозяйство? Почему ты тревожишь нас? – спросили ее раздосадованные божества.
- Моему мужу вы дали гору, а мне ничего!
- Разве муж и жена не одно целое?
- Нет, - крикнула она – Я сама по себе!
- А раз «сама по себе», то получи, - ответили боги и превратили ее в камень.
И будет она каменной до тех пор, пока на земле существуют жадность и зависть.

К
08.07.2008, 20:34
Жизнь легенды очень сложная. Возникнув, она живет веками, переходит из уст в уста, из поколения в поколение. В процессе живого бытования она подвергается изменениям. Каждый рассказчик легенды привносит в нее что-то свое. На нее оказывают влияние эпоха, социальный строй, быт, уровень развития культуры. Все это, вместе взятое приводит к тому, что каждая легенда имеет по несколько, версий, хотя сюжет ее может оставаться неизменным.

К
10.07.2008, 08:34
Дух каторжника
* * * Это было сто лет назад во время строительства Кругобайкальской железной дороги. Десятки тысяч рабочих строили эту дорогу, взрывая отвесные скалы и затем разгребая обломки вручную. Говорят, что к этой работе привлекали и каторжников. Однажды, во время взрывных работ на 139-м километре под обломками скалы погибло несколько человек. С большим трудом, расчищая завалы, рабочие извлекли трупы своих погибших товарищей и, как полагается, после церковного отпевания похоронили их на православном кладбище. Только тело одного каторжника так и не было найдено. Его могилой стали мраморные стены тоннеля, возведенные на месте трагедии. С тех пор дух этого каторжника, тело которого замуровали без христианского обряда, бродит по тоннелю по ночам или в сумерках и пугает своими стонами случайных путников.

К
10.07.2008, 08:35
Могила Чингисхана

* * * Это было давно, когда на берегу Южного Байкала жили одни буряты - русских здесь еще не было. Во время одного из завоевательных походов против северных народов Чингисхан во главе своих войск вышел к Байкалу. Стремительно пронеслась легкая монгольская конница по льду озера и ворвалась в Тункинскую долину. Здешние жители, буряты, вынуждены были покориться грозному завоевателю.
* *Чингисхану понравилась Тункинская долина, и он приказал своим людям похоронить его, после смерти, здесь, на берегу величественного Иркута.
* *Когда Чингисхан умер, его тело, а также награбленные им богатства привезли в долину, положили на берегу Иркута и насыпали над могилой огромный курган. А рядом (там есть еще маленький курган) похоронили любимую жену Чингисхана, русскую княжну, которую взяли в плен во время вторжения на Русь.

К
10.07.2008, 08:46
ХОЗЯИН ОЛЬХОНА
Есть на острове Ольхоне страшная пещера. Называется она Шаманской. А страшна она тем, что жил там когда-то повелитель монголов - Гэген-бурхан, брат Эрлен-хана, правителя подземного царства. Оба брата наводили ужас на жителей, острова своей жестокостью. Даже шаманы боялись их. И жил в это же время и на этом же острове, на горе Ижимей, мудрый отшельник - Хан-гута-бабай. Власти Гэген-бурхана он не признавал, да и самого его знать не хотел, во владения его никогда не спускался. Пытался грозный хозяин Ольхона подчинить себе мудреца-отшельника, да отступился: сколько ни посылал туда он воинов, гора никого не пускала. Всякий, кто отважился подниматься на гору, сваливался мертвым, потому что на головы непрошеных гостей с грохотом обру-шивались огромные камни. Так все и оставили в покое Хан-гута-бабая.

К
21.07.2008, 15:01
(продолжение)
Горный ветер предложил спрятать цветок на самую высокую гору, Баргузин - в непроходимом лесу, Култук - в глубине моря, Сарма - в пади, а Ангара - под Шаман-камнем. Внимательно выслушал мудрый Байкал своих помощников и говорит: "Каждый из вас способен о нашей Байкальской Розе ветров позаботиться, укрыть ее от недостойных глаз. Но если человек будет честен, упорен, верен в дружбе и силен в делах, добр и красив душой - пусть ему откроется красота этого цветка. А потому не будем мы его прятать ни на высокой горе, ни в непроходимом лесу, ни в глубинах морских. Пусть Байкальская Роза ветров живет в моем сердце".

К
21.07.2008, 15:03
(начало)
РОЗА ВЕТРОВ
По легенде было у Байкала пятеро помощников, ветров -богатырей: Горный - отличавшийся упорством и выносливостью, честный и открытый Баргузин, верный друг и хороший товарищ Култук, сильная и своенравная Сарма и красавица Ангара со светлой и чистой душой. Все ветра служили Байкалу и хранили как зеницу ока волшебный цветок - Байкальскую Розу ветров. Многие люди хотели увидеть его, да мало кому это удалось. Кому-то упорства не хватало, кто-то хотел обманным путем на цветок взглянуть, кто-то со злом в душе шел за ним. Не открывался таким людям цветок, так и рос в тайне, только сам Байкал да ветры-богатыри знали, где его можно найти. Как-то собрались они вместе и стали совет держать.

Пономар ва
22.07.2008, 04:41
Татьяна!
Большое спасибо за легенды! С интересом все читаю.

К
24.07.2008, 14:11
Склеп богатой женщины
В местности Бурхай, что в долине реки Голоустной, есть древние захоронения. Жители Голоустного уверяют, что возраст могил составляет более 800 лет. В то время на берегах Байкала еще не было кочевых бурят. Однажды, во время землетрясения, скалы раздвинулись, и приоткрылся вход в одно из захоронений. На деревянном помосте лежал скелет женщины — он был одет в блестящее платье. Тело было накрыто старой тканью. У головы лежали костяной гребень и китайское медное зеркальце с изображением солнца и дракона, а рядом стоял глиняный кувшин. Что было в кувшине, сегодня уже никто не помнит. По предположениям жителей Голоустного, женщина эта была китаянкой или монголкой, так как бурят в этих местах тогда еще не было, а тунгусы боялись Большого моря. К месту этого захоронения люди боялись приближаться. Но на Бурхае часто зимовали кочевые буряты.

Вера Вэмя
26.07.2008, 15:31
продолжение
И тут вспомнил он, что есть на берегу Байкала такое место, откуда бьют чудесные горячие целебные ключи. А поднимаются они из глубин земли по ходам, которые, как утверждают старые люди, соединяют Байкал с Ледовитым океаном, под землей вода и нагревается. Может, вода родного океана оживит чайку.
Сел Шоно в лодку, взял с собой Чайку-Необычайку и поплыл через залив к заветному месту. Зачерпнул он деревянной чашкой воды и окатил ею мертвую птицу. Вода и впрямь оказалась живой: затянулась глубокая рана, зашевелилась, встрепенулась вдруг чайка. Взмахнула она крыльями и взлетела сильной, стремительной, гордой. С торжествующим криком поднялась в поднебесье и полетела на север. И, преодолев встречный ветер, вскоре скрылась из виду. А Шоно, проводив ее взглядом, счастливо заулыбался, и на душе у него стало легко и радостно.

Вера Вэмя
26.07.2008, 15:32
продолжение
Всеми силами стремилась Чайка-Необычайка вернуться на свою родину. Но много дней бушевали свирепые северные ветры и отбрасывали ее за байкальские хребты. Но вот она собрала последние силы, еще раз поднялась в небо и полетела над пустынной бухтой. И так печально и надрывно кричала она, что старый Шоно не вытерпел, схватил ружье и выстрелил в Чайку-Необычайку.
Упала она на прибрежный песок, залитая кровью, и замолкла. Подошел Шоно к убитой птице, а как поглядел на нее, так защемило сердце у него от жалости и боли. Заметил он в глазах Чайки-Необычайки чистые, как родниковая вода, слезы... На оболочках ее неподвижных глаз увидел он застывшие радужные всполохи холодного северного сияния... И понял тогда Шоно, какую непростительную сделал ошибку, что поверил шаманам и убил Чайку-Необычайку Долго стоял он над ней, жалея ее и не зная, что делать дальше.

Вера Вэмя
26.07.2008, 15:33
продолжение
Где Шоно было понять, что птицу постигло большое горе. И он заспешил поскорее уйти домой.
В скором времени об этой необыкновенной чайке, что наводила на всех щемящую тоску своими криками, узнали не только рыбаки Славного моря, но и охотники прибайкальской тайги и гор. И прозвали ее за необыкновенную величину Чайкой-Необычайкой.
А шаманы поспешили объявить, что злополучная птица - это нечистая сила, жестокосердная вещунья грядущих бед и несчастий.
Несмотря на то, что на море, богатом рыбой, было просторно и привольно, Чайке-Необычайке грезились огненно-радужные всполохи далекого северного сияния, полярный глухой снегопад, завывание пурги, лай и бег голубых песцов, могучий прибой студеных волн океана и грозное шуршание блуждающих ледяных гор.

Вера Вэмя
26.07.2008, 15:34
Чайка-необычайка
Это случилось на Байкале в одну глубокую холодную осень, после сильного урагана, когда все птицы давно уже улетели на юг.
Проснулся на зорьке старый рыбак Шоно от странного крика чайки, никогда не слыхал он такого громкого, такого тоскливого крика. Выскочил он из юрты и увидел в небе огромную и диковинную чайку, такой он раньше не видывал.
Необычных размеров чайку занесло на Байкал свирепым осенним ураганом. И она с первого же дня сильно затосковала по родному Ледовитому океану, потому что была полярной чайкой и никогда не покидала севера. Такие чайки все времена года проводят на своей родине и на юг не улетают.

К
27.07.2008, 11:52
(продолжение)
Когда тунгусы выходили на большой берег, то все время плутали в ольхе и говорили: "котокель, котокель", что значит "непроходимая ольха". Потом они ездили к своим родичам и оттуда всегда торопились, чтобы засветло попасть на остров, и тоже говорили: "котокель, котокель", то есть им надо пробраться через ольху. Так и получилось, что и само озеро по-тунгусски назвали Котокелем.
Русские пришли к Байкалу и узнали, что недалеко от него есть озеро Котокель, но ольхи той большой и густой уже в то время и в помине не было. А название, как видите, осталось.

К
27.07.2008, 11:54
(продолжение)
Войны здесь между ними не было, но новое племя скрылось на острове этого озера. На том озере сохранился остров со скалами, видно, вода его не могла смыть, только все скалы проточила, глубокие дыры в них сделала.
Поселилось прибежавшее племя в скалах, в готовых пещерах, и никто к нему не мог ни пройти, ни проехать. Жило оно там долго, многие поумерли, не увидев другого света. Когда их осталось мало, все-таки к острову пробрались тунгусы или орочоны, разные люди про то разное говорят. Но только пробирались они долго не то что до острова, а даже до самого берега озера, ольха тут все так переплела, что мошке в ней и то трудно было проскочить. Когда тунгусы все же пробрались через ольху, то на острове попали в незнакомое им племя. Тут они ужились вместе с тем племенем.

К
27.07.2008, 11:55
(начало) Как появилось название озера Котокель
В древнее время на том месте, где появилось озеро, стояли высокие скалы. Кроме скал, а вдали крутых гор, на той земле ничего не было. Не водились там ни звери, ни птицы, на сотни верст не росло ни одного дерева. Когда образовался Байкал, то однажды поднялась сильная буря и вода из озера была ветром загнана на те скалы. От нахлынувшей воды скалы медленно начали разрушаться, волны унесли камни в Байкал, и постепенно там, где были скалы, появилась впадина. Земля под впадиной стала опускаться и заполняться байкальской водой. Вместе с водой в озеро пришла рыба.

К
27.07.2008, 11:55
(продолжение)
Прошло много лет, Байкал замыл берег, и вода теперь уже не могла попасть во впадину, озеро осталось замкнутым в горах. Вокруг него сразу жизнь изменилась, далеко в горах стал расти лес, начала шуметь тайга, а по самому берегу на несколько верст к горам появилась ольха. Она так стала быстро расти, что вскоре берега стали непроходимыми, все переплели ее ветки.
Много лет вокруг озера никто из людей не жил. Но вот где-то на востоке, за хребтами, началась война. Она шла много лет, люди воевали между собой до того, что их осталось совсем мало. Чтобы не извести себя совсем, одно племя убежало к Байкалу и встретилось с другими народами.

Афанасьева
28.07.2008, 05:02
Спасибо всем за интересные легенды, очень интересно и познавательно!

К
29.07.2008, 14:17
(продолжение)
Раньше старики часто запросто рассказывали: разобьет лодку на Байкале, а доски в Ледовитом находили, или что потонет в Ледовитом - на Байкале всплывало…» Вот и думали люди, что нерпа по этому таинственному каналу незаметно приплыла в озеро. На самом деле никакого канала нет. Скорее всего, нерпа проникла в Байкал по системе рек Енисей - Ангара в ледниковую эпоху. Это предположение подкрепляет тот факт, что байкальская нерпа - близкий родственник нерпы кольчатой, живущей в Ледовитом океане.

К
29.07.2008, 14:18
(начало)
Как нерпа появилась на Байкале?
Байкальская нерпа - единственное млекопитающее озера Байкал, один из трех пресноводных тюленей, обитающих в мире. Она эндемик Байкала и нигде больше не встречается. Как появилась нерпа в Байкале, никто не знает, и эта тайна, как водится, породила легенды. Старики еще помнят предания о том, что между Ледовитым океаном и Байкалом есть канал: «Он никогда не убывает, потому что его всегда из-под земли вода подпирает, а та вода, говорят, с Ледовитым океаном в родне живет.

К
31.07.2008, 15:44
(продолжение)
Лет через триста или четыреста, как буряты пришли сюда, жить стало скуднее и тесно. Начали они искать новые земли за Байкалом. Такие земли, еще более богатые для скотоводства, буряты нашли в Баргузине, Тунке и в других местах. Род за родом потянулись они на новые земли. Здесь они встретились с тунгусами. Не понравилось тунгусам, что на их земли пришел чужой народ, но после ссоры с бурятами они помирились и стали жить вместе: буряты в степях, а тунгусы — в тайге. После того как с запада пришли сюда буряты, начали двигаться в эти же места разные роды бурят из Монголии. Они заняли хоринские степи по среднему течению Селенги, Джиды и Темника. Многие предки нынешних бурят поселились здесь, когда русские уже тут обжились, выросли большие деревни. Было это 200—250 лет тому назад. Особенно много бурят пришло в Тунку из Монголии.

К
31.07.2008, 15:45
(продолжение)
Услышали за Енисеем, что в этих местах жить привольно, стали оттуда из года в год новые рода приходить. Так оно и тянулось сотнями лет, пока вся земля до самого Байкала вместе с островом Ольхоном не была занята бурятами. Зажили тут буряты не то, что жили на западе. Богатства оказались несметные, трава здесь для скота росла выше коня, соболи и белки около юрт ходили, рыбу руками можно было ловить. Об этих местах буряты стали сказки складывать и легенды рассказывать. Слух о богатстве края разнесся повсюду. Бурят стало тут так много, что юрты их по всем степям стали расти, как грибы, стада начали смешиваться, табуны коней разных родов перепутывались. Зверей поубавилось в тайге, рыба поразошлась по уловам.

К
31.07.2008, 15:46
(начало)

О заселении бурятами Восточной Сибири
До прихода русских в Сибири жило много разных народов. Но, как раньше рассказывали старики, в памяти остались только такие народы, как чудь и баргуты. Они на этой земле жили давно, потом поизвились. После них сюда прикочевали тунгусы. Жили они тут сотни лет и других народов на этой земле не знали. Сот семь-восемь лет тому назад к Байкалу начали кочевать буряты. Селились они около богатых рыбой рек, недалеко от тайги, рядом со степями. Почему они бежали с запада, говорят, с Алтая, никто не знает. Видно, князья их там прижимали, а может, что другое было, трудно сказать. Только когда буряты пришли к Ангаре и поселились между ней и Енисеем, понравились им эти места и зажили они здесь в свое приволье.

К
07.08.2008, 13:30
(продолжение)
Только раньше их было много. Таким жаром начала дышать Земля в том месте, где теперь Саяны. Выбросила из себя Земля столько разных камней, железа, золота, что все это взгромоздилось в такую гору, которую теперь и за месяц не обойдешь. Сначала вся эта гора была горячей, но потом остыла, да так остыла от ветров, что вся покрылась вечным льдом. А внизу, под Саянами, когда они застыли, началась жизнь. С верхушек холод донизу не доходил, его уносил ветер. Между горами образовалась долина, в ней стало тепло - ни жарко, ни холодно. При таком тепле начал расти лес, а потом в нем появились звери. Когда люди узнали, что в этих метах можно жить, они пришли сюда, поселились, так до наших дней и живут. И что тут было между людьми, как они раньше жили, - одни Саяны знают. Только человек полюбил Саяны и рассказывает о них больше, чем о себе.

К
07.08.2008, 13:31
(продолжение)
Ведь не человек же их поставил, не бог же их сотворил, а было, видно, такое время, что вся природа, весь мир над созданием гор работали. Было то дело в такую пору, когда людей на свете не было, лес не рос, звери не бегали и птицы не летали. Ничего еще этого на Земле не было, и она еще сама не знала, что на ней будет. До появления гор вся Земля во льду лежала, было его столько много, что если бы он весь растаял сразу, то земля бы покрылась водой выше, чем теперь Саяны поднимаются. Но природа так не хотела, и оттого так не получилось. Лед таял помаленьку, вода испарялась и поднималась кверху. На Земле осталось столько воды, сколько надо было, чтобы она не растрепалась от горячего солнца. Когда лед растаял, Земля стала ровной, как ладонь. Стояла так Земля много сот лет, а солнце ее все грело и грело. Наконец она так прогрелась, что весь жар в себе удержать не могла. Земля стала извергать из себя жар, ну так, как сейчас вулканы работают.

К
07.08.2008, 13:31
КАК НА ЗЕМЛЕ ГОРЫ ПОЯВИЛИСЬ
Кто на свете не слыхал о наших высоких Саянах? Стоят они зимой и летом белее снега, красивее разукрашенных дворцов с позолоченными дверями, окнами и крышами. Осветит Саяны солнце, тогда можешь на них любоваться целыми днями. Глаз не оторвешь от них, когда они блестят такими цветами, которых нигде не отыщешь. Ни человек, ни какая другая сила, кроме самой природы, не может создать такой красоты. Долго, видать, природа работала, прежде чем вылила такую громадину. Поднимаются Саны до самого неба, и нет еще человека, который прошел бы их по вершине вдоль и поперек. Вот, когда полюбуется человек на Саяны, тогда ему в голову и приходят разные мысли: как же Саяны произошли, откуда они взялись?

К
07.08.2008, 13:39
(продолжение)
Только поселились буряты в долине, они узнали, что по реке Ине можно добывать золото. Один тунгус знал, где это золото, и показал. Но бурятам показалось, что мыть золото — дело для них несподручное, они не стали его добывать, а занялись скотом. Вскоре у бурят долины столько скота развелось, что все луга от него чернели. Когда другие буряты с Ангары прикочевали в Баргузин, то эта долина была уже занята и буряты в ней жили шибко богато. Богатых бурят в долине называли баянгольцами, а саму долину — Баянгол. По-бурятски баянголом зовут богатую долину, которая тянется по берегам рек. Русские тоже знали, что богатых по-бурятски зовут "баян", а долину — "голом". Так богатая долина и прозвалась "Баянголом".

К
07.08.2008, 13:39
(продолжение)
Ту долину никогда не заливало водой, круглый год скот мог пастись на высоких лугах. Главное, в этой долине никогда не выпадал глубокий снег. Прикочевавшие буряты выбрали для своего поселения именно это место. Тут для скотоводства было полное раздолье. Кроме богатых степей, в долине были хорошие места для охоты, недалеко было много озер с разной птицей и рыбой. К востоку от долины тянулась богатая тайга, зверя в ней было так много, что охотники за один год наживались так богато, что могли на другой год не охотиться.

К
07.08.2008, 13:40
Как произошло название "Баянгол"
Лет двести или больше назад по вершине Баргузина жили баргуты и тунгусы. Тогда в тех местах, кроме них, никого не было. Буряты в то время жили за Ангарой и Леной. Когда у бурят там стало неспокойно, они начали кочевать к реке Баргузин. Переплыв со стороны Иркутска около Святого Носа Байкал, буряты вышли на Улюн, а потом перебрались через реку Баргузин и попали в большую долину. Та долина около Ины была самой богатой землей. На ней росли такие травы, что они были для скота лучше хлеба.

К
07.08.2008, 13:48
(продолжение)
На том месте, где упало сердце, сразу же появилась вода, она стала разливаться, и народ начал отступать к горам, чтобы не утонуть. Долго разливалась вода, и разошлась она до самых гор. Сразу жизнь вокруг моря изменилась, обрадовался народ. Долго он придумывал имя тому морю, которое от сердца странника образовалось, но придумать не мог. А море становилось все шире и шире. Как задышит оно богатырской силой, как все выбросит из себя, так вода становится чистой, как правда того странника. Ожила вся природа вокруг моря, расплодились звери и птицы, народ стал ловить рыбу, разводить скот. Влаги стало много, деревья росли до самого неба, скалы - и те покрылись густой зеленью. А потом народ вспомнил доброго странника и назвал море по имени его брошенного сердца Байкалом. С тех пор никто не изменял того имени, и все народы начали называть наше море Байкалом.

К
07.08.2008, 13:48
(продолжение)
Послушал их странник и говорит: "Вернитесь назад, обманули вас слухи". Недобрые люди, видать, вас в дорогу подняли. Нет такой страны, где бы все готовое ели. Много ли времени шел народ обратно к Саянам, никто не знает, но пришел он на свои старые места. Пришел и снова начал там жить. А воды все нет и нет. Стали люди странника ругать да бранить: обманул, дескать, нас. Сейчас идти куда-нибудь, так сил не соберешь. Вывел странник народ в лесную долину между гор и сказал: "Вот здесь будет вода". Сам стал, крепко уперся ногами в землю, вынул из своей груди сердце и бросил его с силой на землю. Только и услышал народ, что сказал он: "Байкал", видно, это значило "сердце".

К
07.08.2008, 13:49
СЕРДЦЕ СТРАННИКА
С тех пор как люди появились около Саян, прошло много тысячелетий. Байкала еще тогда тут не было, и все люди страдали от нехватки воды. Страдали, страдали люди и начали кочевать от этих гор в долины, где реки текут, и вся жизнь по-другому идет, где нет зимы, и люди питаются плодами. Собрался народ и пошел. Долго ли шел тот народ, никто про то не ведает, но только дорогой встретил он одного странника с посошком и небольшой котомкой за плечами. Остановил он народ и спрашивает: "Куда путь-дорогу, люди добрые, держите?" Те рассказали ему о своих бедствиях, что жить дальше там нельзя, что пошли они в теплые страны искать место, где земля все сама родит.

Наталья Чагм
13.08.2008, 07:14
Странный вопрос, Александр, Байкал просто так не откроет свои тайны.
И учены мужам ,неподвластно объяснить,многие загадки таинсвенного озера.

Александр Кусн
13.08.2008, 13:25
То, что озеро Байкал – самый большой естественный резервуар пресной воды на нашей планете, знает каждый школьник. Зато ни один ученый еще полностью не разгадал его тайн.
Историки говорят, что великий Чингисхан избрал это место для своей усыпальницы.
Гидрологи ищут причины странного свечения на дне этого самого глубокого из озёр.
Зоологи ищут в его водах доживших до наших дней древних животных.
Уфологи утверждают, что именно на этим озером постоянно кружат НЛО.
А тысячи шаманов приезжают на его берега со всего света – они считают Байкал лучшим местом для проведения шаманских практик.
В какие свои тайны позволит проникнуть таинственное озеро?

Рабочая стк
02.09.2008, 12:37
Очень мне легенда понравилась! Интересно.

К
10.09.2008, 08:05
(продолжение)
Начали строиться деревни, люди стали обзаводиться хозяйством, занимались хлебопашеством, скот расплодили. Многим из казаков не понравилось сидеть на месте, жить в деревне, и пошли они в службе искать свое счастье, в походах, открывать новые земли . Вскоре эти казаки от Енисея дошли до Ангары и Лены, там зимовья заложили и постепенно начали подвигаться на север и за Байкал. Много славных дел сделали енисейские казаки, много деревень они построили по всей Сибири, а сколько земли подняли, сколько добра для России нашли!

К
10.09.2008, 08:09
Про енисейских казаков
Русские стали поселяться по реке Енисею еще при Иване Грозном, когда об Ангаре и Лене они только слышали, но не видели их и не были там. Енисей, красивый и привольный, сразу привлек внимание многих русских людей, которые не могли найти себе счастье на западе - за Уральскими горами. Первые казаки на Енисее много добра себе нажили. Соболей и дорогих лисиц в то время по енисейской тайге столько бегало, что хоть палкой бей. В горах можно было золото добывать. Русские в России об этом узнали и целыми ватагами пошли на Енисей счастья попытать, а если понравится, то и послиться. Земли по Енисею было вдоволь, селись и живи.

К
10.09.2008, 08:15
(продолжение)
Отпустил. Боялся, видно, что ежели он его не отпустит, то казак, вольная душа, сам уйдет. Получил воевода разрешение на восток идти и там за царем всю землю зачислить. Пашков долго не раздумывал, набрал каких ему надо казаков с тысячу и пошел за Байкал. Енисей да воеводство так ему наскучили, что он свой отряд за Байкал вел денно и нощно. Обогнул Афанасий море и прямо на Селенгу вышел. Тут его встретили казаки, которых раньше он посылал, и пошел он с ними по Селенге до Хилка, дошел до Еравны, а там за Нерчу вышел. Много своих людей он по всем местам, где проходил, на жительство оставил, сам с сотней казаков остановился у Нерчи. Тут он заложил острог, скоро из него целая деревня выросла, а потом и тут воеводой он стал. Тут все здешние казаки под его властью были, всех под русскую веру он привел.

К
10.09.2008, 08:15
Первый воевода Забайкалья
Не затем Афанасий пришел на Енисей, чтобы воеводством владеть да сидеть на одном месте, да по бумажкам читать, где что делается. Думал про себя воевода, что ежели так и дальше будет, то ноги разучатся ходить и мозги застынут. Стал воевода царю письма писать, а в тех письмах слезно просить его, чтобы воеводство с рук сбыть, самому в поход идти, где что проведать и самому про жизнь узнать, как на Ангаре и Шилке, что делается, чего там русские казаки робят. Долго воевода царя упрашивал, не хотел царь его от пускать, дескать, кем же я его заменю, кто на Енисее начальствовать будет. Но сколько ни перечил царь.

К
16.09.2008, 11:50
(продолжение)
Наши деды на той речке раньше богатое золото добывали, может, и тебе подфартит". Отвели его тунгусы на ту речку, остановился он там и давай шурф бить. Бил долго, но своего добился. Наткнулся Ванька-каин на богатую золотую жилу. За одно лето он столько золота намыл, что вся Кара столько не добыла. Разбогател Ванька-каин, от тюрьмы откупился, потом в Чите себе дом построил на загляденье всем купцам, красивую девку за себя взял как прославленный богач. А все, отчего это у него получилось? От той речки Алтан. Недаром ее так и назвали, потому что по ней золото было, и тунгусы о том испокон веков знали. Народ зря имя не дает, и если за той речкой примет нет, то она безымянной остается.

К
16.09.2008, 11:50
Ванька-каин
Было это давно, лет полтораста тому назад. На Каре тогда было много каторжных. Жизнь их была хуже собачьей — утром били, днем спины не давали разогнуть, вечером придут в казармы — снова получали палки. На Каре редко кто выживал, все больше умирали, если не от побоев, то от какой-нибудь заразы. Жил там один детина по прозвищу Ванька-каин. Надоело ему на Каре такое житье-бытье, решил он бежать с каторги. И побег. Шлялся он по тайге месяц, два, питался кореньями, костями, ягодами, порой в деревню или на заимку заходил. Прочуяли про него карийские стражники и стали выслеживать. Видит Ванька-каин, что дело неладно, подался дальше в тайгу и набрел на одну тунгусскую семью. Сначала тунгусы его боялись, бегали от него, а потом привыкли, и стал он для них родней. "Не способно тебе с нами по тайге шататься, — сказали ему тунгусы, — иди-ка лучше на Алтан-речку и мой там золото.

Андрей Шэст
19.09.2008, 11:31
«Мы рождены друг для друга чтобы вместе сосуществовать, а не приносить взаимное горе и зло. Ты медленно отравляешь мою жизнь или проще убиваешь ее, вынуждая меня действовать твоими же методами. Я смету тебя со своего пути, растворю в своих водах и мои волны разнесут по всему свету историю о злом человеке, который когда-то обитал на моих берегах. Пройдет много тысячелетий, пока добрые начала возобладают над разумом и на берегах Величавого моря поселятся люди с красивой душой и любящим сердцем. А история о злом человеке превратится в страшную сказку в назидание будущим поколениям. Пока же наши отношения окончательно не испорчены я дарю тебе свое очарование, необозримые водные просторы и ту неописуемую красоту, которая заставляет трепетать перед Вечностью»
* * * * P.S. Голос Байкала однажды услышала *и *записала
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *Галина ВУРЦЕЛЬ 10.07.97 *(F)

К
29.09.2008, 16:50
Борискино озеро
Тут, недалеко от Кырена, есть одно озеро, которое зовется Борискиным. Название этого озера произошло так: жил тут давным-давно один бурят по имени Бориска. Характер у него был неуживчивый, не мог он жить ни с русскими, ни с бурятами. Вот всю жизнь кочевал он из деревни в улус, из улуса - снова в деревню. Пока был молодой, все еще шло ладно, но под старость он совсем разорился и стал нищим. Надоело ему, видать, шляться, вот он и решил поселиться около озера. Одному человеку житье худое. Пожил Бориска около озера немного и умер. Тут же его похоронили, а озеро Борискиным назвали. И теперь еще старые люди говорят: если с народом жить не можешь, то кочуй на Борискино озеро, там тебе без людей и жить недолга.

К
29.09.2008, 16:58
(продолжение)
А переходить реку надо было, куда денешься. Так каждый год те люди мучались. Потому-то тунгусы и орочоны прозвали то место Читой. Когда русские пришли, к этому времени Ингода меньше стала разливаться, грязь подсохла, ил ветром разнесло, все утрамбовалось. Поселились русские на этом месте, и сами не знали его названия, просто слободкой называли, и все. А от тунгусов русские узнали, что слободка стоит на месте, которое тунгусы зовут Читой, и та речка, что через него идет, тоже Читой зовется. Русские нового имени придумывать не стали и свою слободку начали называть Читой. Вот оно как в жизни бывает, кто бы мог подумать, что от грязи и ила городское название возьмется. Не додумаешься, а Чита так назвалась. Это истинная, правда.

К
29.09.2008, 16:59
О названии города Читы
Было это очень давно, когда русских и в помине не было. По реке Ингоде кочевали одни тунгусы с орочонами. Народы были бродячие, на месте сидеть не любили, и кочевали они из края в край, куда душе угодно. Летом все больше они около рек жили, рыбой питались, к осени в тайгу пробирались: в то время около Ченгоканского гольца самая богатая охота была. Ингода - река глубокая была и, чтобы ее перейти на оленях, им надо было ее переходить недалеко от Кенона. И вот тут-то тунгусы и орочоны всегда в беду попадали. Весной в те места наносило столько ила и грязи, что ни пройти, ни проехать нельзя было. Люди вязли, олени в грязь по уши уходили, и проклинали люди те места, как только могли. Перебираться в другом месте, где Ингода глубже, было и того опаснее.

Наталья Чагм
15.10.2008, 09:22
Танечка ,умнечка ! Спасибо !!!!! (F)

К
23.11.2008, 12:00
(продолжение) Русским понравилось это место, и посоветовали другой партии русских, которая в то время подошла в Баргузин, поселиться там. В это время в баргузинское зимовье приехал и сам глава рода тех тунгусов. Русские его спросили, как зовется это место, где они живут, тунгус им ответил, что-то место называется Уро. А "уро" по-тунгусски обозначает стоянку в горной тайге. Приехали на то место поначалу трое русских. Потом к ним приехал и тот казак, что бегал по тайге. За его беготню его прозвали Зверьковым. Его род и посейчас идет, а те трое вскоре умерли, и фамилии их сразу поизвились. Зажил Зверьков на новом месте один, из тунгусов себе бабу взял, и ребят у них наплодилось много.

К
23.11.2008, 12:00
(продолжение)
Через несколько лет русские стали снова подъезжать к Баргузину, а оттуда их в Уро посылали. Прошло несколько лет, мужики тайгу расчистили, такие себе хлебопашные поля сделали, что всем на загляденье. Когда Василенковы подъехали, они на порогах речки Уро мельницы построили, за ними Зверьковы и Поздняковы начали мельницы делать. Жизнь помаленьку в деревне наладилась, деревня на деревню стала походить, народу размножилось на несколько сот. Потом отцы начали выделять своих сыновей и на другой берег селить. Так начало расти Малое Уро, а старое назвали Большим Уро. Вот и теперь еще старики говорят, откуда взялось название этой деревни и фамилии. Значит, по-настоящему, первый род наших мужиков пошел от Зверьковых, Коноваловых. Василенковых, Колмаковых, Поздняковых, Зубковых, Чирковых, Малыгиных и Стельмашенковых.

К
23.11.2008, 12:01
ПРО НАЗВАНИЕ УРО
Первые русские люди появились в Баргузине назад тому лет триста. В одной партии русских был казак, который никак не уживался с другими. В конце концов, он ушел из отряда казаков и стал один бродить по тайге. Сначала казаки его пожалели и хотели вернуть к себе, но никак этого сделать не могли. Когда они за ним бродили, то наткнулись на стоянку тунгусов на берегу небольшой речки в глухой горной тайге.

Андрей Кыда
23.11.2008, 12:05
В листвянке на горе стоит институт солнца Электронный телескоп которого выполнен в виде буквы Л. так я всем туристам рассказываю когда спрашивают что это, что при сталине на сопках хотели написать "ЛИСТВЯНКА" как в голивуде но в 53 сталин помер и строительство надписи заморозили.. *с тех пор однп Л и стоит.

К
26.11.2008, 13:05
(продолжение) Это значит по-тунгусски конец дороги. Все тунгусы, которые стояли около князька, разом повторили: "Суво, суво, суво". С тех пор, кто знает, сколько лет прошло, но за этим местом закрепилось название Суво. Еще до прихода русских все тунгусы говорили, что река Суво и место Суво были найдены и впервые обжиты князцом Шонинго, который славился среди всех людей своей силой и отвагой. На память о тунгусах на том самом месте, где когда-то стоял князец со своими тунгусами, выросло русское село. Село зародилось больше двухсот лет тому назад. Дело было так. Из Верхнеудинского острога убежали два казака Миссеркеев и Козулин. Не по душе они пришлись казачьему атаману, отказались они ему службу нести, на цареву казну работать. Вот они взяли и ушли. Долго ли ходили казаки по тайге, но попали на реку Баргузин, а тут и встретились они с беловодскими тунгусами.

К
26.11.2008, 13:05
(продолжение)
Посоветовали тунгусы русским казакам поселиться в местности Суво около самой реки. Река тут тогда текла бурная, всякой рыбы в ней было столько, хоть руками бери. Приглянулась местность Суво Миссеркееву и Козулину, в родню с тунгусами вошли и начали тут строиться, детей растить. Зажили мужики своей жизнью, никому тут они поклоны не били, сами себя хозяевами считали. Пошли добрые вести гулять по белу свету, что далеко за Баргузином поселились казаки и живут себе припеваючи. Дошел слух о них и до заудинскнх казаков, и потянулись они один за другим в Суво. Стала деревня расти изо дня в день и так скоро разрослась, что мало стало берегов реки, пошли мужики строиться по склонам сопок. Зазеленели сувинские хлебные поля, появились табуны коней, стада коров. Зажил народ там, где только что тайга шумела да волки выли. Вот какая история у русской деревни Суво!

К
26.11.2008, 13:06
(продолжение) Чутье у них такое, знают они, где что растет, чуют, где звери водятся, куда надо на охоту идти, а где нечего зря ноги ломать. Про их дела здесь каждый знает, за то тунгус тут уважением пользуется. Вот один такой тунгусский род шел много дней по левому берегу Баргузина и увидел тропинку, которая тянется по притоку в гору. Вывела та таежная дорожка тунгусов к горам. Степи и болота тунгусы не любят, что им там делать, скотом они в ту пору не занимались. У самого подъема в гору тунгусы остановились, поставили юрты, и пошли проверять, куда же дорожка дальше идет. Вскоре тунгусы вернулись и сказали своему князьку, что таежная дорожка обрывается здесь недалеко от горы, а дальше идет дремучая тайга, куда еще, видать, не ступала нога человека. Князек подумал и сказал: — Суво.

К
26.11.2008, 13:07
ПРО НАЗВАНИЕ СУВО Про название деревни Суво много рассказов ходит, но самое верное из них вот что. Когда-то около озера Котокель жило много тунгусов. Жили они вокруг озера, ловили рыбу, били зверей и так проживали годы. Тунгусы в те годы шибко плодовиты были, потому что холода сильные стояли, а они холод любят. Когда началось потепление, тут они вымирать стали, род за родом совсем с земли сходили. Тепло ведь всякую заразу множит, а спастись от нее раньше нечем было. Вот в то время, когда тунгусов народилось много, жить вокруг Котокеля тесно стало, начали они помаленьку да потихоньку вверх по Баргузину подниматься. Баргузинская дорога широкая, притоков у Баргузина уйма, и вот по этим притокам и разбрелись тунгусы. Они люди выносливые, место познают скоро, тунгус никогда в тайге не заблудятся, из любой глухомани выберется прямо туда, куда ему надо.

К
14.12.2008, 10:21
(продолжение)
Земли там плодородные, пашни, сколько хочешь, кругом леса, степи травянистые, не то что здесь, значит, скота можно держать много. Вот приглянулось ему это место, и зажил он там со своей семьей. Потом он своих родных братьев звал туда, но они не поехали.
У Федора шесть сыновей было. Под конец жизни он около ста внучат и правнуков имел. Земли хватало, строить дома есть из чего, так и росли новые семьи Пичугиных. Знают ли они, что семьи Пичугиных посеял здесь Алексеи Пичугин, который звенел тут в кандалах половину своей жизни?

Записано со слов Ивана Николаевича Пичугина, 83-х лет, с. Акша Читинской области, 1938 г.

К
14.12.2008, 10:22
(продолжение)
На второй день после пожара собрали многих крестьян, заковали их да под суд отдали. Присудили тем мужикам каторгу, в Сибирь идти. Вот так-то предок, Алексей Пичугин, попал в Сибирь. Было это в 1724 году, а Алексей Пичугин пришел в Сибирь на третий год после суда.
Был Алексей силач, до своей головы пудов 15—20 поднимал. А как попал в каторгу на Кару да поработал в сырой земле, закованный в цепях, стал "пичужкой". Отсюда и фамилия Пичугиных идет, а в Курской губернии у Алексея другая фамилия была.
Долго пробыл предок на каторге, потом жил тут в разных местах, а напоследок поселился в Акше. Было у него много ребят. Земли здесь не ахти, какие хорошие, вот парни и разъехались кто куда. Внук Алексея имел сына Федора. Тоже богатырем его звали. У Федора много братьев и сестер было. Семья Федора Пичугина лет сто назад перекочевала отсюда в Мухоршибирь.

К
14.12.2008, 10:23
(продолжение)
Видит барин, ловко он теперь с мужиков долги соберет — взял да весь пожатый хлеб крестьян к себе на двор свез. Мужики рассердились на проделки барина и сказали ему: "Нехорошо так, ваше благородие, делать, ведь без хлеба мы все перемрем". Барин взбесился на такие слова и говорит: "Подыхайте, земли хватит, закопаем". С тем крестьяне и пришли домой. Видят мужички, дальше делать нечего с барином, взяли да и подпустили к нему красного петуха. Все его имение на дым ушло, да самого чуть в огне не спалили, промешкались, убежать он успел.

К
14.12.2008, 10:26
Родословная Пичугиных
Давний предок Алексей Пичугин жил в Курской губернии. Жилось там ему так плохо, что хоть в петлю лезь. Кругом была земля помещика, а у крестьян такие маленькие клочки земли были, что весь урожай от них только на три квашни хватало. Помещик выдался такой жадный - никому жить не давал. Задолжались ему все мужики, да так крепко, что по самое горло. Ну, чем же ему платить? Нечем. Вот одним летом крестьяне свой хлеб собрали в поле и в суслоны поставили.

Трофимова
15.12.2008, 07:37
НЛО часто посещают (или живут?) рядом с Байкалом. Мой муж и еще несколько рыбаков в мае (когда нет отдыхающих), когда дула сильно Сарма, услышали странную музыку. Самое поразительное, МУЖ ЗАПИСАЛ ЕЁ НА СВОЙ СОТОВЫЙ ТЕЛЕФОН. Мы всем друзьям, давали ее слушать. Она похожа на нечто шаманское (бубенчики какие-то и органное). Мужики наши сильно перепугались.

Михаил Ждан
19.12.2008, 10:03
Попал сибиряк в геенну огненную и обрадовался: "Хотя бы погреюсь!"

Наумова
21.12.2008, 19:03
Андрею *Шестакову *-
От *вашего *"Голоса *Байкала" *аж *мороз *по *коже ! *Наверное, *правда *нет *ничего *величественнее *и *священее *нашего *Байкала. *Спасибо.

К
01.02.2009, 11:13
(продолжение) Лет двести, а может, больше назад в Баргузин пришло много ссыльных, мужики их приняли в свое общество. Они пожили в нем недолго, а потом надумали откочевать на охотничьи уринские места. К тому времени все русские знали, что те места зовут Читканом. Так за деревней это название и осталось. Теперь мало про это кто знает, тунгусы отсель откочевали, старики поумерли, и спросить некого, откуда нашу деревню Читканом стали называть. Только старики хорошо помнили, что Читканом ее прозвали тунгусы оттого, что тут раньше много разной птицы водяной били. Недаром стариков, которые в Читкане жили, еще лет сто тому назад водными птицами называли. Да и теперь еще некоторые это помнят, только не добьются, откуда такое прозвище пришло.
Записано от Алексея Иннокентьевича Гончарова, с. Читкан Баргузинского аймака БурАССР, 1935 г.

К
01.02.2009, 11:20
ЧИТКАН
Село Уро появилось раньше Читкана. Когда уже в Уро было несколько домов, русские о Читкане ничего не знали, они около своей деревни земли распахивали, а на охоту оставалось мало времени. Вот когда они здесь немного обжились, то начали ходить на охоту. Но охотничьи места русские плохо знали, и вот тунгусы им подсказали, чтобы они охотились не к северу от Уро, а к югу. Один тунгус русским сказал: "Тут богатые озерки есть, рядом с Кулутаем, там читкан водится. За один вечер можно набить читканов — на много месяцев хватит". Тунгус все рассказал и отвел нескольких русских к тому месту, где читканы. Русские посмотрели на то место и спрашивают тунгуса: "А где же читканы?" "Вот они",— ответил тунгус и показал на стаи уток, чирков и другой мелкой водяной птицы. С тех пор уринцы прозвали те места, где они били птицу, Читканом.

Рабочая стка
02.02.2009, 10:00
Спасибо! Было интересно прочесть! (F)

Алексей Кама
11.03.2009, 09:30
Ни вправо, ни влево от него отвернуть нельзя, кругом такие горы, что закинешь голову шапка слетает, а верхушки не видно. Покрутились казаки с купцами около Шамана-камня и подумали, что не пробраться им к морю, а сами слышат, как оно шумит, вздымается и о скалы бьется. Загоревали купцы, опечалились казаки, видать, вся их длинная дорога пропала ни за понюшку табаку. Отъехали они назад, шатер разбили и стали тяжкую думу думать, как же им Шаман-камень перевалить или горы объехать. Горы им не объехать - море проглотит. Так остановились казаки с купцами и стали жить недалеко от моря-озера, а на берег никак не попадут. Долго им тут пришлось жить, может быть, и кости там их сгнили бы, но тут на их счастье подошел к ним неведомый человек и назвался бурятом. Русские начали его просить, чтобы он их провел на берег, обвел кругом моря и показал им дорогу на землю, где они еще не были. Ничего бурят им не сказал, он сложил свои ладони в трубочку, потом поднес их к лицу и пошел в лес.

Алексей Кам
11.03.2009, 09:30
Легенда о том, откуда взялось название «Байкал». Русские давно слыхали, что где-то посреди Сибири есть огромное озеро. Но как оно называется, никто про то не знал. Когда русские купцы, а потом казаки за Урал перевалили и стали к большим рекам Оби и Енисею подходить, они узнали, что вокруг озера, которое денно и нощно кипит, люди живут. Узнали те русские, что то озеро богато рыбой, а по берегам разные звери ходят, да такие дорогие, которых в свете больше нигде нету. Стали казаки и купцы торопиться к тому морю-озеру, шли, не спали, коней не кормили, не знали, когда день кончается и когда ночь начинается. Каждому охота было первому к озеру попасть и посмотреть, какое оно есть и почему оно кипит без отдыху. Шли те купцы и казаки к морю долго, несколько лет, много их дорогой поумерло, но живые все-таки дошли и увидели перед собой Шаманский камень. Он им дорогу перегородил, свет закрыл.

Алексей Кама
11.03.2009, 09:31
Русские не стали его задерживать, отпустили с богом. Снова опечалились купцы и казаки, как же дальше быть, не миновать, видно, смерти им. Так жили они долго ли, мало ли, никто ни дни, ни месяцы не считал. Отощали и осунулись купцы с казаками, хуже прежнего горе их обуяло. Хотели они уже с последними силами собраться и назад идти, но тут снова пришел тот бурят и сына своего привел, сказал: "Не обойти мне с вами Байгала - стар я стал, не обогнуть мне Камень-шаман - года давно ушли, берите сына, у него глаза светлые, а ноги оленьи". Ушел старик в тайгу, а сын повел русских новой дорогой, вывел их на берег моря и сказал: "Байгал". Русские спросили его, что это такое, он им ответил: "По-нашему значит огненное место, здесь раньше сплошной огонь был, потом земля провалилась и стало море. С тех пор мы зовем наше море Байгалом". Русским это название понравилось, и они тоже стали называть это море Байкалом.

Алексей Кама
11.03.2009, 09:46
Легенда о Ушканьих островах.
Кто может знать, когда это было? Да никто, пожалуй, не помнит. Много годов с той поры утекло, на равнинах за это время горы выросли, на низинах глубокие озера разлились, на камнях лес вырос. Стоял в ту пору Байкал спокойно, так тихо, что вода не шелохнется, как зеркало, от берега и до берега гладь блестела. Иногда только утром рано, на зорьке, рыба плескалась. Но Байкал на то не сердится, любит он разную живность и, как отец, дает ей пищу. Долго ли в тиши и неге жил Байкал, о том только он один знает. И вот нежданно-негаданно навалилась на Байкал страшная буря. Такой бури еще Байкал не видывал. Покрылась вода Байкала страшными пузырями, стал, кажется, он выше прежнего и норовит разлиться по прибрежным падям и низинам. Осердился старик Байкал на бурю и сказал: "Не зли меня, не одолеть тебе старика, не разогнать тебе по сторонам мою светлую водицу, не осушить тебе мой дом родной".

Алексей Кам
11.03.2009, 09:47
А буря и слушать старика не хотела. Знай, гуляет себе и гуляет по гребням волн, которые поднялись уже с высоту скал. "Не справиться тебе, старик, с моей силой", - говорит буря, - "я моря и океаны вздымаю, тайгу валю, вековечный лес корчую, скалы рушу, а тебя расплескаю, как лужу, осушу, как каплю". После таких дерзких слов Байкал пришел в ярость. Зло силы придает. Расправил свои могучие плечи Байкал, вспомнил он про своих сыновей и дочерей, набрал силу в свою богатырскую грудь и давай бороться с бурей. Скалу за скалой начал воздвигать вокруг себя, за скалами стали горы подниматься. Видит буря, что со стариком шутки плохи, и так просто его не одолеть, призвала она себе на подмогу ветры Култук и Баргузин. Силы у бури сразу прибавилось. Тогда Байкал на хитрость пошел и начал путь буре преграждать подальше от берега. Со дна, стали подниматься скалы, их столько поверх воды поднялось, что солнце заслонять они начали.

Алексей Кам
11.03.2009, 09:48
Узрели о таком острове ушканы - значит, по-сибирски, зайцы - и повалили они гуртом на остров. На что уж ушканы трусишки и то, когда надо, так вплавь пускаются и на остров попадают. Столько там ушканов расплодилось, что некуда было ступить. Но ведь и человек не дремлет, он тоже хитер. Разузнал, что на острове природа богатая, и пробрался на него. Люди диву давались, как много ушканов здесь живет. Так и прозвали остров Ушканьим. Потом ушканы развелись и на маленьких островках, что рядом с Большим стоят. Теперь и эти маленькие острова тоже Ушканьими называют. Много лет тому назад наши деды и прадеды хотели обжить эти Ушканьи острова, но не подошли они для бытья: зима с летом тут не в ту пору подходят, как вокруг Байкала. Хотели мужики хозяйство развести, да мочи не хватило, да и нужды в том не было. Ушканьи острова народ испокон веков бережет, и живность там сохраняется самими охотниками.

Алексей Кам
11.03.2009, 09:48
Ударится со всей силой буря о скалы и назад откатывается, на берег уже она слабая приходит. Вот так и появились в Байкале скалы назло бурям, на радость берегам, которые они охраняют. Ну, а раз скалы появились, то потом их позаносило песком и илом. Из года в год скалы обрастали и так разрослись, что превратились в острова. Вот такой один остров и прозвался Ушканьим. Почему его так назвали? Про это я вам сейчас расскажу. Остров этот удался больше других, на нем скоро появился лес: сосняк, березняк, листвянка, осинник, а кустарнику и названия нету. Ягод тут родится столько, что хватит на всю байкальскую воду кисель ягодный сварить. А еще богат остров багульником и цветами. Под осень на острове от аромата дыхание захватывает. На острове свой климат, своя погода стоит, и нигде такой вокруг Байкала нету. Когда кругом осень, везде все вянет и замерзает, на острове все цветет, куда только глаз хватает, везде зелено: ягоды дозревают, багульник второй раз цветет, распускается.

Алексей Кама
11.03.2009, 09:49
Рассказывали старики, как давным-давно несколько воров наповадились на остров ушканов изводить. Охотники промеж собой условились старика нанять, чтобы он на острове все живое хранил. Больше ста лет жил старик на острове, воров всех поизвел, детям своим, внукам и правнукам наказал: "Как лисица около своей норы не охотится, так и вы берегите вокруг себя все живое. Без природы человек голый, а голышом долго не проживешь".

ludmila popl
12.03.2009, 22:49
Алексей,здорово! (Y)Как будто в детстве *бабушкины сказания слушаю.Она мне столько много рассказывала! А всё позабылось,да и воспринималось как то не так. Вот этим летом буду на родине (билет уже куплен),постараюсь поговорить со старожилами.может что-нибудь новенькое узнаю.Спасибо Вам за доставленную радость!

Алексей Кама
16.03.2009, 08:47
Скала Шаманка расположена на острове Ольхон, мыс Бурхан. Сама скала – мрамор, покрытый красным лишайником - имеет две вершины. В ней находится знаменитая пещера Шаманская, вход в которую расположен почти на уровне моря. Издревле эта скала считается священным местом, овеянным тайнами и легендами. Согласно одной из таких легенд женщинам вход в пещеру запрещен. Эта легенда перекликается с другой – о Шамбале, что находится в Тибете, куда женщине также входить нельзя. На вопрос «почему?» есть несколько вариантов ответа. Согласно одному из них в пещере, из-за проведения ритуалов и вознесения молитв духам слишком сильная энергетика, которая негативно воздействует на неподготовленного, восприимчивого человека. Поэтому женщинам и детям (как особо чувствительным к внешним воздействиям) в такую пещеру входить нельзя, поскольку это может негативно сказаться на их физическом и психическом здоровье.

Алексей Кам
16.03.2009, 08:49
Пещера Шаманская известна также тем, что на протяжении некоторого времени в ней находился «Алтарь Будды». Не случайно скала Шаманка является визитной карточкой Байкала, одним из основных мест паломничества туристов.

Алексей Кама
16.03.2009, 08:49
Согласно другому мнению этот запрет связан с древним верованием, что женщина, по природе своей нечистая и греховная, может осквернить священное место. Также ранее считалось, что пещера (ее аура) отрицательно влияет на возможность женщины выносить ребенка. Пещера, которую со времен древности использовали как место для различных культов, и по сей день почитается среди местных бурятских народов. И по сей день ее тайна не дает покоя ученым и исследователям со всего мира, не смотря на то, что пещера уже несколько раз подвергалась детальному изучению и в ней проводили раскопки. Ее загадочность также связывают со слухами о том, что каждый год в марте месяце недалеко от острова Ольхон, на котором расположена скала Шаманка, открывается портал в другое измерение. Немногочисленные свидетели этого, не смотря на отсутствие документальных свидетельств (кроме нескольких любительских фотографий) сходятся в одном – что это невероятное и потрясающее по своей красоте событие.

ludmila pop
17.03.2009, 18:48
Простите за опечатку в имени,АЛЕКСЕЙ

ludmila popl
17.03.2009, 18:48
АВлексей,спасибо за дальнейшую информацию. А нельзя по подробнее "открывается портал в другое измерение",что это из себя представляет?

Алексей Кама
18.03.2009, 09:09
Сам я не наблюдал этого явления. Может, кто видел, расскажет?

Алексей Камат
19.03.2009, 08:14
Долина реки Рытой считается у бурят священной и запретной для посещения. Местные жители беспрекословно выполняют древние правила: это место не посещают женщины, после посещения долины мужчины оставляют там стельки из обуви. Если же в верх пади забредает скот, никто не решается выгнать его оттуда. Обряды у мыса Рытый проводились до 1960 годов. Считается, что мыс имеет своего эжина (хозяина). Ему поклонялись нерповщики.

Алексей Кама
19.03.2009, 08:14
Мыс Рытый (Хээр хушуун) относится к сакральным местам Прибайкалья, известен по мифам как место, где обитают грозные божества. По старинным бурятским преданиям, мыс Рытый является страшным и священным местом, где живут сердитые бога, сыновья божества Ухэр, посылающие сильные ветры... Здесь зарегистрированы неоднократные катастрофические селевые выбросы в Байкал грязекаменных потоков с деревьями и дерном. Долина реки оставляет гнетущее впечатление. Она труднопроходима из-за крупноглыбовых россыпей камней. Здесь часто в землю бьют молнии, а зимой напротив мыса каждый год возникает становая трещина во льду...

Алексей Кам
22.03.2009, 07:15
Про могилу Чингизхана.
Могилу Чингисхана последнее время находят с завидной регулярностью. Официально называлось уже несколько мест в Монголии и Китае, претендующих на местонахождение его захоронения, но ни одна из версий не нашла пока что окончательного подтверждения. Среди серьёзных историков с мировыми именами есть и такие, которые утверждают, будто могила полководца вообще находится вне Монголии. Поисками захоронения останков Чингисхана на протяжении многих лет занимаются монгольские и зарубежные учёные, но пока найти её не удалось никому. Существует версия, что великого Хана похоронили на Байкале. В «Золотой тетради», летописи всех монгольских ханов, и в «Сокровенном сказании» говорится, что предки Чингисхана «…явились, переплыв Тенгис» (внутреннее море), под которым большинство исследователей понимают озеро Байкал, хотя, по мнению переводчика, это может быть и Каспийское море.

Алексей Кама
22.03.2009, 07:16
По буддийской традиции эта гора входит в список пяти самых священных вершин и охраняет буддийское учение с севера. По мифологии бурят на этой горе пребывает Хажар Сагаан нойон — хозяин Баргузинской долины. На вершине горы сложено большое обо, в котором в давние времена местные жители нашли монгольские сабли, щит и наконечники копий, что послужило основанием для легенды о захороненном на вершине этой горы знатном баргутском правителе. Из «Сокровенного сказания» также известно, что мать Чингисхана — Оэлун-учжин — была уроженкой страны Баргуджин-Токум. Она ездила на кладбище в «землю предков». У бурят существует молва, что монгольский правитель также ездил поклоняться могилам предков. Перед смертью он дал наставление своим сыновьям, чтобы его тайно похоронили в земле предков, куда многие века ездили на моление предкам его родичи. Если согласиться с версией, что Баргуджин-Токум, где по описанию находится земля предков рода Чингиса, — Баргузинская долина, то возможно, что и могила Чингисхана тоже находится здесь.

Алексей Кама
22.03.2009, 07:16
В те времена у монголов существовала традиция брать жён из местности Баргуджин-Токум. Изначально земля Баргучжинская понималась историками как вся земля, примыкающая к Байкалу, а племя борджигины, по мнению Л.Н. Гумилёва, означало «синеокие». В описании персидского историка Рашид ад-Дина Баргуджин-Токум размещалась у самого края страны енисейских кыргызов, за Минусинской котловиной до Байкала и дальше на восток. Хотя в «Сокровенном сказании» нет на этот счёт убедительных ссылок, ряд историков считают, что Баргуджин-Токум — это Баргузинская долина на восточном побережье Байкала, напротив острова Ольхон. В пользу этой версии свидетельствует также факт, что здесь расположена священная вершина Барагхан-Уула, у подножия которой по преданию располагалось стойбище одного из предков Чингисхана. Гора ещё во времена монголов приобрела статус священной.

К
22.03.2009, 12:33
(продолжение)
Булагчин не поверил ушам своим и решил навестить брата. Не доехал он до брата один день езды и видит, что степь вся черным-черна от разного скота. "Видать, верно, говорил гонец мой",— подумал Булагчин и начал объезжать стада. Целую неделю объезжал он табуны коней, гурты коров и отары овец. Всех не объехал, надоело ему трястись в седле, и направился он к юрте родного брата. Баргу его принял с радостью. Посмотрев на богатство брата, Булагчин решил вывести своих охотников из тайги в степь. Он поселился недалеко от брата, племя которого к тому времени уже называли аларцами, а племя Булагчина потом назвалось булагатами.

Записано от Семена Васильевича Климова, 59 лет, рабочего судоверфи пос. Листвянка, родом из села Кадуй Нижнеудинского района Иркутской области. Запись произведена на ст. Байкал, 1936 г.

К
22.03.2009, 12:34
(продолжение) Старший брат Булагчин осердился на слова младшего брата и сказал ему: — Если не хочешь охотиться, то кочуй на аларь и там питайся мышами. Степи скудные, ты пропадешь там с голоду. Баргу не послушался Булагчина, подговорил послушных себе людей и за неделю откочевал в степь. Степь в то время называлась аларью. Баргу развел скот, целые табуны коней, и зажил припеваючи. Булагчин не знал, как там, в степи устроился его брат, сердце у него болело, и каялся он — зачем ему надо было угнать от себя брата? Через несколько лет, не имея никаких слухов о Баргу, Булагчин послал гонца в степи, чтобы разыскать брата. Когда гонец вернулся, то рассказал, что аларцы живут в довольстве, ни в чем не нуждаются, что народ его племени живет в мире и благодати.

К
22.03.2009, 12:36
Баргу и Булагчин
На нашей стороне Байкала, к Ангаре и Енисею, тысячу лет назад жило одно племя бурят. У них был свой вождь, прославленный охотник Булагчин. Всю жизнь он водил племя вокруг Байкала по крутым горам и гольцам, по таким трущобам, где теперь человек не пролезет. У Булагчина был младший брат, звали его Баргу. Однажды все племя остановилось на берегу против Ольхона. Баргу сказал брату: — До каких пор мы будем лазить по тайге, давай выйдем в степь и там заживем спокойно.

Руслан Дамы
22.03.2009, 14:57
Приняв угощение, она уходит в море. Ей также посвящают живых онгонов, лошадей серой масти. Существует также предание о том, что она была из голоустнинских бурят. А когда она пасла овец, ее поймали русские казаки, замучили до смерти и бросили в Байкал. Буряты, живущие вокруг Байкала, возвели ее в ранг покровительницы своих родов и улусов. Кударинские и ольхонские буряты считают также хозяином озера Байкал Дайр саган нойона с женой Далабшата саган хатан.

Руслан Дам
22.03.2009, 14:58
Хозяйка Байкала
В1937 году С.П. Балдаев записал у эхирит-булагатских бурят, что хозяйкой моря Далайн эжэн Абай саган хатан стала девочка, которая играла на берегу Байкала с юными Булагатом и Эхиритом. Ольхонские буряты считают, что летом она выходит на берег Байкала, гуляет по знакомым местам. Ее угощают только молочными безалкогольными продуктами.

ludmila popl
22.03.2009, 20:08
Люди! Спасибо вам! Интересно!Увлекательно!

Руслан Дамы
23.03.2009, 07:46
Люди! У кого есть картинки и рисунки по легендам??!!! *:-D (fr)

Руслан Дамы
24.03.2009, 08:27
Товарисчи! Поделитесь картинками!!!! *;-)

К
06.04.2009, 10:52
РУСЛАН. Картины и рисунки Вы можете посмотреть в фотоальбоме (рисунки к Байкальским легендам).

Руслан Дамы
16.04.2009, 06:59
Что там маленько не то....
Фентази....
да и маловато совсем.:-(

Лариса Ойм
27.04.2009, 12:58
(Y) (lo)

Алексей Кама
11.06.2009, 06:40
Но до самого берега камни волной не догонялись, они зацеплялись за подводную скалу. Волны работали много лет, все гнали и гнали к сакле камень и песок. И так у той скалы намыло целую гору, большую, широкую и длинную. Другие волны ту гору размывали и помаленьку делали ее ровной.От этого и остров Ольхон взялся. Старики говорят, что Ольхон годами выше, а годами ниже бывает. Это от того, что на скале стоит. Когда скалы размываются, остров немного садится, а когда под скалами много воды подопрет, он малость подымается. Сначала они думали, что тут какая-то нечистая сила работает, а потом сами уверились, что это все от ветра зависело. Вот и поверь попам, что остров богом создан. Почему же он тогда посередь Байкала его не сотворил, где скалы нет? На то попы молчат, и в святом писании про то не сказано. Что все за неделю богом создано, про это говорят те, кто думать не хочет, или тот дурман им выгоден.
Записано от Георгия Максимовича Шелковникова, о. Ольхон Иркутской области, 1936 год.

Алексей Кама
11.06.2009, 06:53
Легенда о том как остров Ольхон образовался.
Не всеправда, что в сказаниях молвится. Ходили раньше разговоры, что, мол,всесоздано богом, как в писании сказано. Кто верил тому, а кто и не верил.Больше всего народ не верил тем сказкам. Попы на это сердились, анафемойпроклинали, а что толку: проклятие не дым, - глаза не выест. Вот возьмемнаш Ольхон, он островом зовется. Откуда он взялся? У бога столько бы силне хватило, чтобы с неба его опустить. Значит, не с неба он свалился, аот самой природы взялся. Когда Байкал появился, то все места здесь былизалиты водой и ни одного островка не было. Прошло с миллион лет, водаустановилась, в Байкале рыба начала водиться, кругом леса зашумели -словом, настоящая жизнь здесь началась. После этого на Байкале началидуть сильные ветры, да такие сильные, что от них весь Байкал, как вкотле, закипал. Волны до самого дна доходили, откуда весь камень и песокгнали к берегу.

Александр Дэм
23.06.2009, 20:54
ЛЕГЕНДА ЛЕГЕНДОЙ,А ВОТ ИСТИНА ПРО ТО КАК ОДИН СТАРЫЙ БУРЯТ НАУЧИЛ МЕНЯ КУРИТЬ БРОСИТЬ .СКОЛЬКО Я НЕ БРОСАЛ НИЧЕГО НЕ ПОМОГАЛО . ВРОДЕ ДЕРЖУСЬ С ПОЛ ГОДА. А ПОТОМ ИЛИ НА ОХОТЕ ИЛИ НА РЫБАЛКЕ ВЫПЬЕШ И ЗАКУРИТЬ ТЯНЕТ .А ТЕПЕРЬ Я ЗАПАХ ТОБАКА ЧУЮ ИЗ РЯДОМ СТОЯЩЕЙ НА СВЕТОФОРЕ МАШИНЫ И МЕНЯ НАЧИНАЕТ ТОШНИТЬ,ЧТО ЭТО? 10ЛЕТ НЕ КУРЮ.

Наталья Чагм
24.06.2009, 21:24
А где это бурят живет ? Я хочу к нему ......Ни что не помогает бросить курить ....:'( :'( :'(

Людмила Шада
25.06.2009, 10:31
Спасибо, познавательно.И еще отражением давней связи бурят с Байкалом является ежегодный обряд — тайлаган, который проводится весной или в начале лета в честь духа-хозяина Байкала — Далай лусун-хана. Термином лус (лусун, лусат, лусын, лусан, лосон) в шаманской мифологии бурят, как правило, назывались духи — хозяева водоемов.
По нашим поверьям - западных бурят, владыкой водяных ханов (духов-хозяев — ухан хан, ухан хат) является Уха лусан (Уха лосон, Уха лубсан), имеющий облик белобородого старца в белых одеждах, живущего на дне моря в серебряном дворце.
Возможно, именно он стал прообразом духа Байкала. Впрочем, разные этнические группы бурят по-своему называют «хозяина» Байкала: у кударинских и ольхонских бурят он носит имя Дайр Сагаан-нойон, а эхириты и булагаты считают, что это не «хозяин», а «хозяйка», и зовут ее Абай Сагаан-хатан. В этом году тайлаган будет27 июняв Баяндае и 11июля на Байкале.

К
10.08.2009, 14:32
Охотились буряты вместе с тунгусами, жили по соседству, помаленьку родней обзавелись: буряты женились на тунгусских девках, тунгусские ребята брали за себя девок из бурят. Смешалась их кровь так, что нельзя было разобрать: то ли это бурятская семья, то ли это тунгусы.
Потом, когда в этих краях русские появились, тоже к бурятам и тунгусам в родню вошли. Потому и теперь вот нашего брата трудно отличить по лицу - бурят он, тунгус, али русский.

Записано от В.В. Кобелква, с. Тунка Тункинского аймака БурАССР, 1939 г. Текст записи хранится у собирателя.

К
10.08.2009, 14:33
Как буряты с тунгусами породнились
Долина наша матушка Тунка большая. Растянулась она от Байкала до другого света - до самой чужой страны - Монголии. Раньше тут разные народы жили, теперь их на нет нету, все они поизвелись. После них на Иркут буряты с тунгусами пришли. Давно это было, тогда, говорят, Хамар-Дабан еще небольшим взлобком был, а Саянские гольцы пологими горами тянулись.
Вот так при начале нового света поселились здесь на дородных землях и в тайге буряты и тунгусы. Жили они вдоль по Иркуту припеваючи - ни нужды, ни заботы не знали, зверей били, рыбу добывали. А когда добра тут столько было, что все людское племя могло прокормиться.

К
10.08.2009, 14:44
(продолжение)Свою красоту она поддерживала тем, что пила настой травы, она знала такую траву, которая растет в Саянах, и настойку ее пила всю жизнь.
После Аморгол никто не мог найти такой травы, она была известна только ей.
Когда в глубокой старости Аморгол умерла, ее с большими почестями похоронили в цветущей долине, где круглый год росли цветы. Именем Аморгол и названа та долина.
Пришли в эту долину русские и буряты, им сказали, что это место зовется Аморгол, что значит "спокойная долина"

Записано от Степана Васильевича Бушиова, с. Монды Тункинского аймака БурАССР, 1959 г.

К
10.08.2009, 14:45
(продолжение)В конце концов, злые языки из-за зависти к ее красоте разнесли слух, что она является великой шаманкой. Она, дескать, способна сделать то, о чем не могут и помыслить другие знаменитые шаманы и шаманки. Она якобы могла разговаривать со зверями и птицами, могла остановить ветер, по ее велению мог идти дождь и снег, она могла заставить солнце круглый год светить своими лучами.
Но все это говорили про нее напрасно. Она не была шаманкой, она была дочь бедного бурята из Саян и походила красотой на те места, где родилась и выросла. Аморгол не потеряла своей красоты и прелести до самой старости. Когда она стала совсем старухой, то все равно все думали, что она молодая, и от женихов не было отбоя.

К
10.08.2009, 14:45
Аморгол
В древнее старое время жила-была красавица Аморгол. Не сыскать было такой красавицы во всем свете. Буряты со всей земли съезжались к ней свататься, но ни за кого она не хотела выйти замуж. Говорят, она не становилась женой потому, что не хотела, чтобы из-за нее ссорились молодые женихи.
А женихов у ней было так много, что можно было запрудить великую Ангару от Байкала до самого Енисея.
Так она и жила одна-одинешенька, не зная тоски, не испытав радости быть матерью.

Мушинская
06.03.2010, 08:14
РАССКАЗ НЕРПЫ. (сказка)
Меня зовут Айя. Многие думают, что имена что-то означают, но моёимя не значит ничего, я - просто нерпа. Я была здесь всегда, на берегах Большой воды. Старый дедушка Ор рассказывал нам, ещё молодым нерпятам, откуда мы пришли много-много лет назад, а я расскажу вам.
Мы жили далеко-далеко, в тех краях, где всегда была зима. Нас было очень много, и год от года становилось все больше и больше. Тогда Старшие из Старейших решили, что часть нашей семьи должна уйти. Вверх по реке, можно было найти себе новое пристанище. Так началось Великое переселение. Долго продолжалось оно, много наших предков погибло в пути от страшных зверей, людей и пожаров, но Старшие верили, что есть Большая вода. Об этом им говорили и птицы, и рыбы, илесные духи, и дух воды. В ней они видели наше спасение.

Мушинская
06.03.2010, 08:17
(продолжение сказки) Как я живу? Я могу глубоко-глубоконырять и не дышать под водой долгое время, умею ловить рыбу. Люблю нежиться насолнышке и дремать на ледяных глыбах. Люблю зимой плавать подо льдом, сделать внем коготками продушину и высунуть носик наружу, а потом снова плавать инырять. Только последнее время делать это мне все трудней и трудней. Дело втом, что скоро у меня появится мой первый малыш – хубунок. Я жду его почти год.Он родится в снежном логове и будет такой же белый, как снег. Сначала я будукормить его молоком, потом он начнет кушать рыбу. Тогда его шубка станетсеребристой, и мне надо будет хорошенько прятать его, как прятала меня вдетстве моя мама.

Мушинская
06.03.2010, 08:18
(продолжение сказки) Люди – вот кто наши главныевраги. Как были они дикие, так и остались.
Я молода, но и на моей памяти столько случаев, когда этижестокие существа ловили и убивали маленьких нерпят! Дедушка Ор говорит, чтошкуры наших малышей они носят на головах! Великая печаль о потерянных детках навсегдазастыла в глазах наших. Я буду хорошенько прятать моего нерпёнка. Я научу еговсему, что умею сама. И он так же, как я, полюбит синее море над головой, вкотором каждый день купается солнце.
Да хранитнас Большая вода!