PDA

Просмотр полной версии : Обычаи Абхазии


ирина шаш
25.03.2009, 08:51
В кару небесную абхазцы сильно верят. Например, если вам надо узнать,
обманывает вас абхазец или нет, позовите его в святое место, чтобы там он
повторил свои слова. Если он правду говорит, то пойдет, а если обманывает –
никогда туда не пойдет, ни за что! Найдет тысячу причин, но не пойдет. С одной
стороны из уважения к святым местам, но с другой стороны реально есть какие-то
силы, которые четко накажут его за вранье в святом месте. Тут же в роду начнутся
беды необъяснимые. Поэтому абхазцы не святотатствуют. * :-D

ирина шаш
25.03.2009, 08:53
Гость может посетить любой дом по приглашению или без него. Что
касается первого случая, абхазы чтят обычай приглашения гостей. Если
мимо жилища абхаза следуют люди своей дорогой, то он выходит к ним,
приветствует их традиционным "Добро пожаловать!" (Бзиала шваабеит!) и
просит зайти к нему: "Заверните к нам - будем хозяевами!". Эти же
слова, которыми начинается сложный церемониал всякого гостеприимства,
произносит он не только вблизи дома, но и в любом месте своего села,
встретившись и приветствуя представителей другой общины.

ирина шаш
25.03.2009, 08:54
Словами "Добрый день!" (Мшыбзиа!) Гость непременно первым приветствует
хозяев. "Добро тебе видеть! Добро пожаловать!" (Бзиа убеит! Бзиала
уаабе-ит!) - столь же обязательно отвечает старший, а за ним и другие
старшие члены семьи. И это нечто большее, чем простая форма вежливого
обращения. Ибо достаточно кому-нибудь не приветствовать положенным
образом встречного, чтобы не на шутку его обидеть. Женщины, обведя
рукой вокруг головы гостя, как бы магически перенося на себя его
недуги, целуют его в плечо, слегка прикасаясь к нему. В этом случае и
мужчина, в свою очередь, также предельно легким прикосновением целует
ее в голову или в лоб. В прошлом же абхазы, как и адыги, вообще не
придерживались таких широко распространенных в мире обычаев, как
поцелуй, приветственное обнажение головы и рукопожатие, которые только
с не очень давнего времени стали все больше входить в привычку.

ирина шаш
25.03.2009, 08:55
Согласно абхазским традиционным правилам поведения, не встать, когда
заходит человек, значит проявить к нему неуважение и даже в известном
смысле оскорбить его. Причем встают как хозяева, так и гости при каждом
появлении человека, если даже последний был уже здесь и только что
вышел. Когда заходит кто-нибудь из своих молодых людей, старший не
обязан вставать. Но если присутствует при этом гость, стоя встретивший
появление молодого человека, то и старик приподнимается с места - не
столько для молодого, сколько из-за того, что хозяин не должен сидеть,
пока не сел гость.

ирина шаш
25.03.2009, 08:57
Если вы произнесете тост за какую-нибудь из присутствующих девиц или
женщин, она обязательно пьет благодарность, а вы должны взять со стола
кусочек мяса, сыра или чего-нибудь еще и подать ей. Принимая от вас
кусок, она обычно делает благодарственное мановение правой рукой.
Иногда к шумному, несколько опьяневшему столу чинно подойдет пришедшая
из амацурты старуха-хозяйка. Тотчас поднимается тост за ее здоровье,
она с достоинством отвечает, выпивает рюмку водки или бокал вина и
садится за стол, принимая участие в общей беседе, но сама ничего не
кушая. Все это без особых изменений наблюдается по сей день.

ирина шаш
25.03.2009, 16:37
Итак, собрались люди на свадебное или иное застолье. После омовения рук
и хлопотливого рассаживания гостей - строго по возрастной иерархии,
вперемежку с местными почетными людьми, сидящие за столом понемногу
начинают закусывать. Вскоре раздается голос, призывающий к вниманию.
Воцаряется тишина. Распорядитель, которым бывает обычно кто-нибудь из
уважаемых соседей, предоставляет слово хозяину или его представителю
или уполномоченному. Последний, выступая от имени хозяина, громко,
чтобы слышали все, приветствует гостей, коротко рассказывает о поводе
встречи, передает благодарность устроителя торжества за посещение, его
извинения за возможные недостатки и неудобства (абхазы имеют привычку,
иногда в порядке ложной скромности, умалять и приуменьшать свои
достоинства и возможности), просит всех присутствующих не спешить,
оказать уважение и внимание хозяину, украсить его стол, весело провести
время, поесть и попить на здоровье.

ирина шаш
25.03.2009, 16:37
Заканчивая, он обращается по имени к старейшему из сидящих за столом
местных жителей, предлагая приступить к делу - "приложить руки к
трапезе". Старейшина, пригласив в свою очередь гостей, приступает к
еде, а вслед за ним и остальные.

Все это, однако, только прелюдия; во время: которой собравшиеся
знакомятся друг с другом, закусывают и пьют - в основном водку и коньяк
- за встречу. Она длится обычно до тех пор, пока не будут поданы
основные блюда - горячая мамалыга, вареное мясо и местное виноградное
вино. Поэтому главный акт застолья еще впереди. Он также начинается
принятием одного-двух (опять-таки предварительных) стаканов вина за
встречу. Только после этого наступает долгожданный момент - переход к
главной и основной части застолья, руководимой тамадой. На видное место
выходит хозяин (или же его представитель) со стаканом вина в руке. Он
произносит речь во здравие избираемого руководителя стола (тамады) и
опорожняет свой бокал.

ирина шаш
25.03.2009, 16:40
До выбора тамады или вскоре же после этого гости и хозяева публично
обмениваются сувенирами и подарками, что сопровождается
соответствующими торжественными речами представителей обеих сторон.
Следует также отметить, что еще до недавнего времени абхазское
свадебное застолье начиналось прочувствованными словами общинного
молельщика, который с сердцем и печенью жертвенного животного и
стаканом вина в руках обращался к всевышнему с просьбой о даровании
полного счастья молодым.

ирина шаш
25.03.2009, 16:41
Тамада должен обладать рядом необходимых физических и умственных
качеств. Прежде всего, опытом и знанием местных обычаев, чтобы никто из
собравшихся не остался обойденным или обиженным, умением произносить
заздравные тосты, выдержкой и выносливостью в отношении принятия
напитков, ибо покинувший стол не может обратно возвращаться. Главной
обязанностью тамады, как и всех вообще хозяев, является не столько
напоить гостей, сколько оказать им все положенные знаки внимания и
почести (апату рыкуцара), предусмотренные обычаем. Проявлением этого
является вставание при произнесении тостов в честь старших и гостей,
содержание тостов и их последовательность, определяемая возрастом,
важностью гостей, степенью близости родства с хозяином и пр.
Почти повсеместно у абхазов первый стакан поднимают теперь за народ, за
мир и дружбу между народами, за то, чтобы не было войны. В этих
высказываниях

ирина шаш
25.03.2009, 16:41
простых горцев нашли своеобразное отражение мысли о решающей роли
народа в историческом процессе, о благе мира на земле. Второй тост
произносится в честь новобрачных (если дело происходит на свадебном
пиру), а потом пьют за их родителей, старшего гостя, бабушек и дедушек
молодых, старших родственников с обеих сторон, за гостей и местных
людей по старшинству, за исключением особых случаев. Например, если на
пиру присутствуют родственники по линии матери жениха или невесты, то
им оказывают особое 'уважение, усаживают на почетные места, а также
пьют за них в числе первых и др. Причем пьющего, особенно когда
приходится опорожнять вместительный рог, поддерживают возгласами "Пей
до дна!" и "Ура!", "Ура!", "Ура!"

ирина шаш
25.03.2009, 16:48
Но если дело происходит на свадьбе, могут собраться многие сотни людей
- близкие родственники и друзья, сослуживцы, соседи, приятели, включая
большую группу с невестиной стороны, возглавляемую одним почетным и
знающим местные порядки человеком. Он называется "мужчиной-дружкой" и
выступает в качестве едва ли не самой главной фигуры на данной встрече,
одновременно основным компаньоном и "соперником" тамады по застолью. За
всех них пить в отдельности, конечно, не представляется возможным.
Поэтому тамаде с помощью своих советников, находящихся рядом,
приходится иногда составлять довольно длинные списки лиц, за которых (в
отдельности или группами) надо обязательно поднять стакан и сказать
каждому из них нужное "слово".

ирина шаш
25.03.2009, 16:49
Само же слово, нелишенное, правда, некоторых стандартных, трафаретных
элементов и произносимое громким голосом в обстановке по возможности
полной тишины, представляет собой от начала до конца импровизированную
речь, произносимую в приподнятом торжественном духе, в которую оратор
старается вложить максимум добрых пожеланий здоровья, счастья и успехов.

ирина шаш
25.03.2009, 16:50
гость ни при каких обстоятельствах не должен быть посажен вблизи двери
или выхода - это, в частности, и для того, чтобы он не ушел раньше
времени и можно было бы задержать его подольше за столом, а главное
потому, что он должен занимать свое в основном заранее определенное
место среди почетных посетителей. Уйти из-за стола и вернуться обратно
для дальнейшего участия в застолье считается неприличным (в крайнем
случае, прежде чем снова занять место за столом, нужно вновь помыть
руки). Младшим следует уходить из-за стола пораньше и в том же порядке,
в каком заходили в помещение, где происходит застолье, т. е. с
"хвостовой" стороны стола, а не наоборот, чтобы случайно не задеть или
как-то иначе не потревожить тех, кто сидит в наиболее почетной и
удобной "головной"

ирина шаш
25.03.2009, 16:53
стороне. В процессе застолья "переходить" со стаканом вина к старшему
или к родственникам по материнской линии, которым обычай велит
оказывать всегда особые знаки внимания, возбраняется; если приходится
чокнуться, "содвинуть" стаканы, младший должен поддерживать свой бокал
на более низком уровне, чем старший его товарищ по застолью, и т. п.

ирина шаш
25.03.2009, 16:54
Сейчас мясо подают на тарелках, а еще недавно разносили в большой
ажурной плетеной корзине (акалат), которую держали с обеих сторон двое
молодых мужчин, а третий, постарше и поопытнее, который назубок зная
все части тела животного, доставал соответствующий кусок и, обходя ряды
сидящих, церемониально клал перед гостем, но не как попало, а, так
сказать, "лицом" к нему, т. е. определенной стороной куска мяса. Каждый
должен получить порцию "по чину", в противном случае можно обидеть
человека. С этим связана поговорка:
"Сначала взгляни на чело человека, а потом выделяй ему долю". Например,
старейшему полагается преподнести полголовы, главному гостю лопатку или
бедро и т. д.

ирина шаш
25.03.2009, 16:56
Гости, вставая из-за стола в конце трапезы, выражают хозяевам свои
добрые пожелания: "Да будете вы всегда в достатке!", "Пусть множится
ваша хлеб-соль!". На это хозяин дома в свою очередь с той же
обязательностью отвечает: "То, что поели и попили, пусть да пойдет вам
впрок!".

ирина шаш
25.03.2009, 17:02
Наиболее ярким проявлением родовых отношений был обычай кровной мести,
который, несмотря на практику примирения кровников посредством уплаты
роду убитого "цены крови", дожил до 30-х годов XX в. Обычай кровной
мести был направлен на защиту личности членов рода и был обращен
исключительно против представителей других родов. Преступление,
совершенное внутри рода, каралось изгнанием. Право мести принадлежало
ближайшим по отцовской линии родственникам убитого, а в случае их
отсутствия переходило к другим родичам, в том числе и к представителям
женской линии родства. Право мести переходило от отца к сыну и в
отношении него не действовал принцип давности. До совершения акта мести
кровник исключался из жизни общины и семьи. На женщин кровная месть не
распространялась и они не имели права мстить за кровь.