Просмотр полной версии : Достопримечательности Курган-Тюбе
На территории Чилучор Чашма есть также небольшой холм, на котором
возвышается маленький мавзолей. В нём якобы захоронен некий святой –
Камбар Бобо, который, по легенде, был старостой конюшни халифа Али.
Здесь находятся могилы ещё четырёх святых, имена которых неизвестны.
Ашмаи муин – от выпадения волос; *
Хуни Бини – от кровотечения из носа; *
Чашмаи Морон, Хунукзадагон – от укуса змей и от воспалений; *
Устухондард – от заболеваний костей; *
Табларза – от малярии; *
Шифо – целебный; *
Фишори Хун – от гипертонии; *
Сардард – от головной боли; *
Песхо – от псориаза; *
Мурод – от депрессии; *
Бефарзанд – от бесплодия; *
Гурда – от болезни почек; *
Дилу Чигар – от болезней сердца и печени; *
Девонахо – от психических заболеваний; *
Чашму Гуш – от болезней глаз и уха; *
Хориш – от чесотки.
Ромит, добрался в Чилучор Чашмы и попросил Аллаха дать воды. При этом
он нанёс удар в подножие близлежащего холма, и там, где его пальцы
коснулись земли, стали бить пять чистейших источников. Чилучор Чашма
является местом паломничества. Посещающие её люди совершают молитвы,
омовения, жертвоприношения, купаются в источниках. Считается, что вода
17 источников является целебной. Каждый из них имеет своё название и
целебное предназначение:
Чилучор Чашма
(«Сорок четыре родника») – так называется место в 12 км
от поселка Шаартуз, очень известное во всем Таджикистане и в соседнем
Узбекистане. Здесь прямо у подножия небольшого холма, посреди
раскаленной пустыни, бьют из-под земли пять больших водных источников,
распадающихся на 39 мелких. Все источники, сливаясь, образуют канал
шириной 12–13 м, в котором обитает большое количество рыбы. По легенде,
праведный халиф Али, увидев пересохшую реку
Дальнейшие раскопки показали, что под дворцом, относящимся к XI веку,
находятся сооружения более ранней постройки, то есть, один дворец
построен на развалинах другого. Выяснилось также, что в древнем городе
имелась канализационная, водопроводная и отопительные системы:
обнаружены кирпичные каналы и керамические трубы. Помещения
отапливались путем больших кувшинов – хумов, вкопанных в пол. Кувшин
заполнялся древесным углём, нагревался и постепенно отдавал тепло полу.
При раскопках дворца были найдены огромные хульбукские шахматы из
слоновой кости. Всего было обнаружено двадцать целых и восемь
полуразрушенных фигур.
Раскопки подтвердили, что именно на этом холме, в самом центре
Хульбука, располагался дворец местного правителя. Исследования остатков
цитадели, входившей в состав дворца, показали, что дворец располагался
на ровной площадке, стены его были сложены из сырцового кирпича и
облицованы жженым. Дворец состоял из больших прямоугольных комнат и
длинных широких коридоров. Полы наподобие паркета были выложены жжёным
кирпичом. У дворца было богатое убранство: стены и потолки были
украшены настенной живописью в виде изображений воинов, музыкантов и
музыкальных инструментов, а также резьбой по алебастру в виде
растительного и геометрического орнамента, арабской вязи, изображения
рыб и мифических животных.
Хульбук
В 1952 году археологами было начато исследование местечка Хишт-Тепа
(в переводе с таджикского – «Кирпичный холм»), близ Курган-Тюбе.
Предположительно здесь и находилась «исчезнувшая» средневековая
столица. Вся его площадь (около 70 га) изобиловала кусками глиняной
посуды и стекла, керамическими и металлическими шлаками, обломками
жженого кирпича. По данным историков, постройки Хульбука были именно из
этих материалов.
Ходжа Машад – место паломничества многих верующих, приезжающих сюда со всей Центральной Азии.
земляные полы также зияют полуразрушенными надгробьями. Относительно
назначения этих памятников до сих пор ведутся споры. Поскольку по
периметру двора расположены кельи-худжры, вероятно, что здесь, наряду с
мавзолеем и мечетью было и медресе. Другие учёные считают, что Ходжа
Машад – сложный мемориальный комплекс с функциями ханака. (Ханака –
место проживания паломников, дервишей, суфиев и пр.). В его состав
входили общежитие с худжрами, трапезная, гостиная, залы для молитв и
собраний, ритуальных омовений, баня. В любом случае ясно, что
архитектурный комплекс Ходжа Машад – место почитаемого, священного
погребения – интереснейший памятник зодчества Таджикистана.
после смерти он здесь же и был захоронен. В местных легендах говорится,
что мавзолей «возник» за одну ночь и является чудом, посланным на землю
Аллахом. Памятник представляет собой два отдельных стоящих рядом
мавзолея, соединённых сводчатым проходом. С первого взгляда оба
мавзолея кажутся «строениями-близнецами». В действительности же они
различаются по времени строительства (восточное здание датируется IX –
X, а западное – XI – XII веками).
Оба здания выстроены из обожженного кирпича. В западном здании
использован декор так называемой «ёлочной» кладки. В восточном –
фигурная кладка состоит из чередующихся «уголков» кирпичей. Внутри
обоих мавзолеев имеются могильные сооружения. Позади мавзолеев
находится большой прямоугольный двор, окружённый остатками сырцовых
стен и разрушенных помещений. Почти вся территория двора заполнена
могилами. В купольных залах
Ходжа-Машад (IX-ХIвв.)
Мавзолей Ходжа Машад, расположенный в селении Саед (окрестности
Курган-Тюбе), поражает воображение монументальностью форм и
виртуозностью кирпичной кладки. Это единственный сохранившийся в
Центральной Азии деревянный резной мавзолей. Местность, где находится
мавзолей, издревле известна как «Кабодиан» и издавна привлекала
внимание путешественников. Ходжа Машад – известная реальная личность в
исламском мире, он пришёл в Кабодиан из стран Ближнего Востока
приблизительно в конце IX – начале X веков. Он был богатым человеком,
проповедующим ислам. Многие считают, что строительство медресе
осуществлено на его средства,а
Божеству реки, культ которого существовал здесь издревле. В огромном
храме, построенном в IV -III веках до нашей эры и продолжавшем
существовать и в первые столетия нашей эры были найдены удивительные
находки. Скорее всего, это были дары прихожан храму: изображение бюста
Александра Македонского в облике Геракла, ножны с изображением льва,
держащего в лапах лань, обкладки ларцев, выполненные из слоновой кости
и украшенные гравированными рисунками, самая большая в Центральной Азии
коллекция наконечников стрел (более 5 тыс.), предметы вооружения и
оружие воинов греко-македонской армии. Тут же найдены фрагменты
бронзовых шлемов, которые были сверху позолоченными, это создавало
иллюзию того, что они сделаны из чистого золота. «Храм Окса» довольно
хорошо сохранился в архитектурном отношении.
В течение 15 лет раскопок на Тахта Сангине было сделано более 5 тысяч
находок греко-бактрийского времени. За это время археологи и ученые
окончательно пришли к мнению, что между Амударьинским кладом («Кладом
Окса») Британского музея и «Храмом Окса» в Тахти Сангине существует
прямая и непосредственная связь, поскольку место находок сокровищ и
место храма едины, и все предметы клада ритуального значения.
Видимо, при какой-то опасности дары из храма были вынесены и спрятаны
неподалёку, на берегу реки. Руины городища Тахта Сангин сегодня можно
увидеть в живописной долине рек Пяндж и Вакш, а находки «Храма Окса» в
столичных музеях.
В Британском музее хранятся уникальные сокровища, получившие название
Амударьинский клад (или «Клад Окса»). Клад был найден в 1877 году на
правом берегу Амударьи (в греческий период ее называли Окс). Находка
состояла из более чем 2000 золотых и серебряных монет, золотых изделий
IV - III веков до нашей эры. Местные жители, нашедшие клад, продали его
купцам, идущим с караваном в Индию, оттуда клад попал в Англию. В 1976
году археологи начали раскопки городища в урочище Тахти Кубад (в 34 км
от посёлка Кабодиан, у слияния рек Вахш и Пяндж). Это каменное
городище, названное археологами Тахти Сангином, оказалось поистине
уникальным. В самом центре городища был раскопан древний храм,
получивший название «Храм Окса». В свое время он был посвящен
монастырской), двух прямоугольных дворов, окружённых зданиями и
крепкими стенами. В одном из дворов находилась Большая ступа
(сооружение для хранения реликвий или для обозначения священных мест).
В углах двора находились Малые ступы такой же формы, как и Большая
ступа. Монастырь был богато украшен, стены и своды покрыты живописью. В
стенах имелись ниши, где находились большие и маленькие скульптуры
Будды (его образ вообще занимал центральное место в скульптуре
Аджина-Тепе). Самой сенсационной находкой Аджина-Тепе стала
огромная статуя глиняного Будды в нирване, найденная в 1966 году в
одном из коридоров монастыря. Причем, обнаружена была только нижняя
часть фигуры – от пояса до подошвы ног. Верхняя часть скульптуры
оказалась сильно поврежденной. Все остальные фрагменты скульптуры были
найдены отдельно. В том же году начались работы реставраторов по
восстановлению статуи, которые продолжались до 1978 года. Затем
наступил многолетний перерыв, который закончился в 2000 году. Сегодня
скульптура Будда в нирване экспонируется в Национальном музее
древностей Таджикистана в Душанбе. Она является крупнейшей по размерам
скульптурой Будды, найденной на территории современной Центральной Азии.
В 12 км к востоку от Курган-Тюбе возвышается холм Аджина-Тепе. Здесь
хорошо сохранились остатки буддийского монастыря VII - VIII вв.
(святилища, кельи, ступы, скульптуры, настенные росписи), в том числе
12-метровая фигура лежащего Будды. В 1961 году на этом месте начались
археологические раскопки, которые помогли извлечь из земли свыше
полутысячи памятников искусства: скульптур, рельефов, фрагментов
настенной живописи, оставшихся от единого ансамбля жилых и культовых
помещений буддийского монастыря VII–VIII веков. Археологи определили,
что монастырь в Аджина-Тепе состоял из двух частей (храмовой и
Аджина-Тепе
(Буддийский монастырь)
vBulletin® v3.8.6, Copyright ©2000-2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot